Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22185

ЖУРНАЛ ТБО (№4 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

Производство весового оборудования - Альфа-Эталон
НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

siz2024

Главная страница / Новости индустрии бытовых отходов и использования вторичного сырья

Из опасных отходов в слитки: пути переработки аккумуляторов 19.05.2021


Материал прочитан 2185 раз и оценен
0
Корреспондент ТАСС посетил самый современный в Европе и России завод по переработке свинцово-кислотных аккумуляторов недалеко от границы с Эстонией

На наших глазах совершается электротранспортная революция — на смену двигателю внутреннего сгорания приходит аккумулятор. Первыми на них перешли мопеды, затем общественный транспорт пополнили электробусы, автомобили-гибриды становятся массовыми. С каждым днем число опасных для природы аккумуляторов будет расти, через несколько лет у них закончится срок службы

Переработанные отходы стали источником рекордного экспорта даже при дикой системе сбора, где пока царят "черные ломовики" и подпольные плавильни. Однако с 2022 года в России запустят новую систему обращения опасных отходов, в которой белые переработчики мечтают создать сеть точек приема аккумуляторов.

Завод "Экорусметалл" находится в городке Сланцы Ленинградской области. Этот моногород стал депрессивным после того, как там в 1990-е годы прекратили добычу горючих сланцев и большинство горожан осталось без работы, поэтому завод-переработчик стал одним из важных работодателей. С 2014 года туда свозят из Петербурга и других регионов вплоть до Урала свинцово-кислотные автомобильные, тепловозные, судовые аккумуляторы, батареи из электропогрузчиков, самокатов и игрушек, источники бесперебойного питания с вышек сотовой связи. Поставщики: автотранспортные предприятия, энергетические компании, операторы связи, но лишь небольшая часть от населения.

Подобных заводов в стране несколько, но этот самый современный и чистый: очищаются даже ливневые стоки. Производство идет, но черного дыма нет — фильтровальные установки позволяют собирать из дыма свинцовую пыль и возвращать ее в производство, гордится главный технолог Степан Гераськин, который показывает всю технологическую цепочку.

Привезенные на фурах аккумуляторы темной грудой высятся в бетонной нише. Стоит кислый и неприятный запах. Короба батарей разбиты, но кислота стекает в накопитель и после будет переработана. Мощная лапа крана подает батареи на ленту, едущую в дробилку, а дальше установка разбирает их на составляющие: магнит улавливает железо, легкие пластики всплывают в воде, а тяжелые и свинец оседают. Но не все так просто: технологическая цепочка достаточно сложна в части извлечения свинца из содержащейся в аккумуляторе свинцовой пасты. Кроме того, есть еще электролит, который нужно погасить содой, и потом, после долгой цепочки превращений, он становится сульфатом натрия. Его можно продать производителям стекла и лакокрасочных изделий. Легкие и тяжелые пластики крошатся и также продаются как вторсырье.


Но главное производство — это огненная плавка металла с печами, ковшами и вагонетками. При температуре 900 °C с помощью нескольких ступеней очистки грязные свинцовые пластины превращаются в сияющие слитки чистейшего марочного свинца, который востребован во всем мире. За качеством выплавки с помощью спектрального анализа следит лаборатория. Поставка чистого свинца в слитках идет в основном на экспорт, он бойко продается в Китае и Евросоюзе, несмотря на то, что в примерно в 100 километрах, в Эстонии, находится завод-конкурент. В 2020 году "Экорусметалл" получил премию "Экспортер года" с десятой частью зарубежных поставок всего российского свинца.

Вся цепочка переработки — от завоза батарей до отгрузки чистого свинца — длится пять дней. В сутки завод перерабатывает около 8 тыс. батарей, но он существенно недозагружен. Почему?

Лом или отходы?

"Для планомерной загрузки предприятия нам очень нужен системный подход. В настоящее время проектная мощность завода составляет 30 тыс. тонн аккумуляторов в год. Пока же мы перерабатываем около 24 тыс. тонн. Если в стране выстроить систему сбора отработанных аккумуляторов, то стабилизируется поток поступающего сырья и мы сможем на 10–15% увеличить производственные мощности, инвестировать в более глубокую переработку, довести ее почти до 100%. Сегодня мы перерабатываем батареи на 92–95% в зависимости от вида, в то время как черные переработчики извлекают в основном свинцовые решетки, которые составляют лишь 20% содержимого аккумулятора. Тем не менее мы рассматриваем возможность строительства линий по переработке других видов аккумуляторов либо по производству новых батарей", — рассказывает исполнительный директор завода Денис Писаренко.

Главная проблема переработчиков кислотно-свинцовых батарей — это их двойное юридическое определение: в одном законе они значатся как лом цветных металлов, в другом — как отход II класса опасности. Этой серой зоной пользуются черные переработчики.


Конвейер в цехе разборки отработанных аккумуляторов

"Они сливают кислоту и электролит в канаву, в нарушение санитарных и экологических норм, и проверка уже не докажет, что это опасные отходы. Их работа в тени: выбирают промзону, где есть выброс, снимают внутри небольшую промплощадку, ставят плавильную печь, вручную ломают аккумуляторы и плавят грязный свинец с различными примесями. Загрязняют природу, ведут черную бухгалтерию, но при проверке им могут выставить штраф 50 тыс. рублей за отсутствие лицензии на обращение с опасными отходами. Чтобы запустить черное предприятие, достаточно двух недель. Этому способствует невысокая температура плавления — 327 °C, что позволяет использовать примитивные приспособления. Поэтому в случае неприятностей с полицией они легко срываются, перевозят оборудование на нескольких грузовиках и возникают в другой промзоне", — сокрушается Писаренко.

Таким диким образом, нещадно загрязняя природу, перерабатывается около половины из примерно 20 млн батарей, образующихся в год в России. Тысячи незаконных плавилен продают дешевый свинец аккумуляторным заводам. А белые переработчики батарей не могут пробиться на внутренний рынок.

На федеральном уровне такая же двойственность: Минприроды регулирует вторичный рынок аккумуляторов, рассматривая их как опасные отходы, а Минпромторг видит в них только лом. При этом лом продается без НДС, а отходы с НДС. Неудивительно, что ломовики не платят НДС и предлагают гражданам за сдачу более высокую цену. Поэтому и не найти точку приема настоящего переработчика отходов.


Плавка свинца

Попытки создать в Санкт-Петербурге сеть сбора аккумуляторов остались тщетными. Розничные сети, которые продают аккумуляторы, готовы собирать старые, но в рамках действующего законодательства контролирующие органы требуют сертификации и лицензирования каждой точки приема. В этом случае открытие каждой точки обойдется в 750 тыс. рублей и при таких условиях никогда не случится. Поэтому переработчики предлагают разрешить сбор аккумуляторов без лицензии, но при условии наличия у точки договора с лицензированным заводом по переработке.

Между тем есть ведомство, которое занимается таким опасным отходом, как аккумулятор, а также другими подобными. И даже работает в тестовом режиме государственная информационная система по обращению отходов I и II класса опасности (ГИС ОПВК), которую создал "Федеральный экологический оператор" (предприятие госкорпорации "Росатом").

"Мы сейчас на разных площадках продвигаем поправки в законодательство, чтобы не пользовались этим баловством. Это нужно было давно уже сделать. Все, в том числе Российская академия наук, поддерживают подход, что к аккумуляторам нужно относиться очень серьезно, он содержит вещества, которые делают его отходом II класса опасности. Соответственно нужно его и утилизировать. С юридическими лицами и предпринимателями мы эту работу со следующего года наладим, но наша задача сделать так, чтобы стало удобно и гражданам, поскольку у них образуется значительная часть кислотно-свинцовых аккумуляторов", — считает первый заместитель генерального директора по реализации экологических проектов Федерального экологического оператора (ФЭО) Максим Корольков.


Плавка свинца

В Казани и Нижнекамске при поддержке ФЭО летом 2020 года запущен пилотный проект по созданию сети сбора старых аккумуляторов, за которые автолюбители получают скидку на покупку новой батареи.

"Система работает достаточно эффективно, у них нет черных сборщиков под вывеской "Куплю б/у аккумулятор". Все зависит от отношения со стороны бизнеса и властей региона. Хотя очень важна и личная ответственность граждан, бережное отношение к своей природе. Это как мусор: мало поставить урну, нужно приучить в нее выкидывать. Мы потихонечку будем внедрять такую систему во всех регионах. Если получится ее законодательно утвердить, то будет вообще блестяще. А точки сбора можно связать с порталом или приложением "Умный город", — надеется Корольков.

Литиевые конкуренты

Если с традиционными видами аккумуляторов переработчики уже разобрались, то к литиевым источникам питания пока примеряются. Большие тяговые батареи, которые используются в московских электробусах, выйдут из строя примерно к 2024 году. К этому же времени ФЭО построит семь экотехнопарков, один из которых нацелят на переработку литиевых и других сложных аккумуляторов.

"Технология есть, она немецкая, в Германии такой завод уже стоит. Производственный процесс непростой, с литиевыми аккумуляторами надо очень аккуратно работать. Пока мы определяемся, где будет размещен завод, и уже понятно, что в европейской части России, где сосредоточена большая часть электротранспорта. Мы следим за числом ввозимых в страну аккумуляторов и видим, что их число прирастает в разы каждый год. Теперь ожидаем вала личного электротранспорта, поскольку в европейской части страны число проданных электромобилей растет активно. И мы готовимся к проблеме переработки этих аккумуляторов", — подчеркнул Корольков.


Слитки марочного свинца, полученные в результате переработки свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

Литиевые аккумуляторы, несмотря на достаточно высокую цену, распространяются за счет своей большой емкости и легкости. Однако они не могут давать сильный заряд для запуска машины и не работают на морозе, поэтому свинцово-кислотные аккумуляторы для запуска автомобиля используются в гибридном электротранспорте, поэтому число их не снижается.

"На рынок выходят электромобили, но потребность в машинах с двигателем внутреннего сгорания, электропогрузчиках и источниках бесперебойного питания также растет. В климатических условиях нашей страны автомобили с двигателем внутреннего сгорания не исчезнут", — считает Писаренко.

Использованный аккумулятор является самым крупным опасным отходом, с которым сталкиваются многие, при этом сознательные граждане не знают, куда его деть: выбрасывать нехорошо, но и нет желания искать в гаражах точки ломовиков сомнительного вида. При этом есть еще батарейки, ртутные градусники, лампы дневного света, которые тоже нужно куда-то пристраивать. Как их перерабатывать, как следить, чтобы их просто не выкидывали на свалки? Как, с одной стороны, ввести штрафы за нарушения, а с другой — создать точки приема опасных отходов за деньги, скидки или купоны? Ответы на эти вопросы начнут появляться со следующего года, а окончательно их закрыть должен к 2024 году национальный проект "Экология".





Обсудить новость в форуме


Вопрос-ответ: Удаление сточной воды, как отход 19.05.2021 Как вовлечь бизнес в утилизацию упаковки 19.05.2021

Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Объект размещения отходов в водоохранной зоне – готовься к ответственности
Порой в природоохранном законодательстве появляются новые запреты. Они бывают совершенно разными: ...
Федеральный экологический оператор — о начавшемся тестировании ГИС ОПВК
В рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов» ...
Третья волна закрепощения на рынке отходов
Лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также лица, которые осуществляют деятел...
Обращение с отходами I и II классов опасности по-новому
Отходы I и II классов опасности образуются в каждом доме – это энергосберегающие газоразрядные лам...
Определение конечного продукта утилизации
На основании какого документа сырье, образующееся в результате утилизации отходов, считается конечны...
Корейские отходы: акцент на население
Зачастую нам кажется, что Южная Корея и Япония очень похожи: мировое лидерство в производстве качест...
Об отдельных вопросах организации деятельности по обращению с ТКО
Продолжение. Начало в № 12’2019 С прошлого года в большинстве субъектов Российской Федерации п...
Законопроект Минпромторга России о регулировании обращения со вторичными ресурсами
В целях реализации подп. «г» п. 1 перечня поручений президента РФ от 15.11.2017 № Пр-2319 Минпром...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Амикта
Инженерные сети: отопление «под ключ», водопровод, электрика, системы вентиляции и рекуперации. Осуществление работ составлением проектной документации, на все услуги оформляется гарантия, для проведе...

ООО ФОРЕСТ
Рециклинг строительных отходов, производство и продажа вторичного щебня. Прием отходов ЖБИ, кирпича, металла.

Русские Полимеры
вторичное сырье, переработка отходов пенопласта, отходов полистирола

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Sun, 12 May 2024 03:50:45
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения