Зарегистрированных посетителей: 22208
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Опасная резина"
|
Виктор Климов | С 1 июля 2013 года в Казахстане вступит в силу новый государственный стандарт переработки шин «Отходы. Шины автотранспортные. Требования безопасности при обращении». Он запретит сжигание, захоронение на полигонах, а также размещение изношенных шин на несанкционированных свалках или в отработанных карьерах. Стандарт гармонизирован с Экологическим кодексом РК и конкретизирует требования при обращении с отходами шин на всех этапах жизненного цикла: сбор, хранение, транспортировка и переработка. Об этом рассказала Вера Мустафина, директор ТОО «Центр «Содействие устойчивому развитию РК».
«Он экологически обоснован и экономически выгоден. При этом система сбора и дальнейшая переработка изношенных шин основаны на международном опыте регулирования отходов. Новый стандарт официально вступит в силу спустя практически год после его утверждения. За это время предприниматели, физические и юридические лица смогут подготовиться к реализации его требований», – говорит г-жа Мустафина.
По ее словам, документ предписывает осуществлять раздельный сбор отходов шин и прочей резиновой продукции, с последующей их передачей в специализированные предприятия, имеющие соответствующую документацию, регламентирующую процесс переработки резиновых отходов и необходимое оборудование.
«Для предотвращения пыли на предприятиях по механической переработке отходов шин должны быть предусмотрены вытяжные системы с фильтровальной установкой в рабочей зоне. А организации, осуществляющие химическую переработку, обязаны иметь спецоборудование, обеспечивающее очистку выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до установленных норм. Кроме того, всем предприятиям необходимо фиксировать поступления изношенных шин в журнале учета», – поясняет г-жа Мустафина.
Вторая жизнь покрышек
В состав шин входят опасные компоненты, такие как свинец, хром, кадмий и другие тяжелые металлы. И в отсутствие надлежащего обращения и регулирования они представляют собой угрозу для здоровья и окружающей среды. К примеру, разложение резины в природных условиях может длиться несколько сотен лет. За это время покрышки и камеры изношенных шин могли бы пройти несколько циклов переработки и сэкономить огромное количество ресурсов.
Как пояснили в Комитете технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК (МИНТ РК), рациональное использование изношенных шин имеет существенное экономическое значение, поскольку потребности в природных ресурсах непрерывно растут. А шины представляют собой ценное вторичное сырье, содержащее резину (66%), текстильный корд (17%) и металл (16%), повторное использование которых позволит сократить потребление природных ресурсов.
«При разработке стандарта использовалось техническое руководство к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В республике есть все предпосылки для создания инфраструктуры по раздельному сбору и утилизации изношенных шин. В Алматы, Актобе, Кызылорде, Караганде и Костанае действуют пункты приема отходов шин. Также функционируют и самостоятельные предприятия, занимающиеся их сбором и переработкой. В Шымкенте это «Эко Шина», в Актау – «Актаушинопереработка», а в Алматы – «Magiccover»», – заявили в ведомстве.
В Министерстве охраны окружающей среды Республики Казахстан (МООС РК) также считают, что принятие стандарта послужит началом формирования экологически рациональной системы утилизации отработанных шин.
«Ранее физические и юридические лица, в результате деятельности которых образовывались отходы шин, зачастую просто сжигали шины без очистки отходящих газов, либо подвергали захоронению на свалках, полигонах, в оврагах и даже реках. Налаживание же системы сбора и утилизации отработанных шин положительно скажется на экологической обстановке», – объяснил Гажайып Кумисбек, пресс-секретарь МООС РК.
По его мнению, такое нововведение приведет не только к снижению неконтролируемого размещения и сжигания шин, но и накоплению опыта по организации системы сбора и транспортировки раздельно собранных отходов.
«В дальнейшем возможно управление другими видами отходов: электронного и электрического оборудования, батареек и аккумуляторов. Вследствие вторичного применения сырья будет уменьшено образование отходов, снижено использование энергии, выделение парниковых газов, эмиссий в воздух, воду и в почвенный покров», – уверен г-н Кумисбек.
Кто оплатит счет?
Штрафы за невыполнение правил сбора и переработки отработанных шин, установленных в стандарте, не предусмотрены. Однако в Кодексе об административных правонарушениях существует наказание за нарушения как требований к обращению с отходами производства и потребления, так и правил их учета, утилизации и обезвреживания. В частности, для физических лиц штраф составит 10 месячных расчетных показателей (МРП), для юридических – от 30 до 200 МРП. Все зависит от субъекта хозяйственной деятельности и нанесенного вреда окружающей среде.
«В стандарте применен принцип расширенной ответственности производителя (РОП). Он не только возлагает на производителей, изготовителей и импортеров новых автотранспортных шин ответственность за регулирование продуктов после истечения срока эксплуатации, но и предусматривает создание стимулов для производителей в целях включения экологических издержек на сбор и переработку отходов в стоимость продукта. РОП может быть реализована в обязательном порядке, в рамках переговоров или на основе добровольных подходов», – сказала г-жа Мустафина.
Добавив, что в случае если отходы – ценный вторичный ресурс, а именно черные, цветные или драгоценные металлы, то приобретатель платит за покупку собственнику отходов. «Механизм взаиморасчетов будет складываться на рынке, так как переработка шин – процесс технологически сложный и затратный, поэтому должна быть предусмотрена и схема возмещения этих расходов», – считает г-жа Мустафина.
Исполнительный директор ТОО «Шинторг» Дмитрий Галат уверен в том, что утилизировать отжившие свой срок шины необходимо. Правда, пока малопонятна политика регулирования ценообразования перерабатывающих предприятий.
«На западе достаточно давно существует практика переработки шин – и это правильно. Мы можем осуществлять сбор небольших партий изношенных автошин, но без их последующей транспортировки до мест переработки. Осуществлять сбор в крупных масштабах нам не позволит отсутствие специально отведенных площадей и транспорта. В собственных розничных точках продаж с 2000 года организован сбор изношенных автошин, а вывоз и переработка переданы на аутсорсинг. И если в будущем ценовая политика перерабатывающих предприятий сильно не изменится, мы продолжим такую практику, то есть будем утилизировать автошины за свой счет», – рассказал г-н Галат.
По его мнению, финансировать переработку автотранспортных шин можно несколькими способами: либо оплата утилизации непосредственно конечным потребителем, либо взимание пошлины с импортеров и производителей с дальнейшим распределением финансов по перерабатывающим заводам.
«Первый вариант предпочтительнее, потому что взимание пошлины и перераспределение ее по предприятиям переработки в любом случае будет включено в стоимость шин. То есть ляжет на плечи конечного потребителя. Кроме того, у заводов не будет стимула и заинтересованности для сбора на переработку большого количества изношенных автошин. Но если оплата за утилизацию будет взиматься за объемы отработанных автопокрышек, то они приложат максимум усилий для этого», – полагает исполнительный директор ТОО «Шинторг».
Подчеркнув, что если будет сформирована конкурентная среда при участии нескольких перерабатывающих предприятий, то в государственном регулировании особой необходимости не будет. Однако если сферу переработки автошин монополизируют, тогда роль государства как регулятора цен будет необходима.
«Разумнее осуществлять переработку на региональном уровне. Это существенно сократит затраты на транспортировку, а значит, благоприятно отразится на расходах по утилизации для конечного потребителя. А потому было бы логично, чтобы государство стимулировало создание инфраструктуры для переработки шин на областном или городском уровнях», – рассуждает Дмитрий Галат.
Как говорит Сергей Номикосов, генеральный директор шинного центра «Vianor», в основном клиенты забирают отработавшие срок эксплуатации автошины с собой. Одни их используют в строительных целях, другие – в бытовых.
«Мы не оставляем у себя шины, потому что не имеем право их у себя хранить, потому как на это должен быть договор на утилизацию. Обычно мы упаковываем старые покрышки в пакеты и отдаем обратно клиентам. Если в будущем нас обяжут оставлять автошины при их замене, тогда придется брать за утилизацию деньги с населения. Насколько повысится стоимость обслуживания, зависит от стоимости утилизации шин. Допустим, цена составит 100 тенге за штуку, в комплекте – 2 пары. В среднем шины ходят 4 года, я думаю, заплатить 400 тенге раз в 4 года никто не откажется», – считает г-н Номикосов.
Успешный пример
Свою точку зрения высказал и Айдар Махамбет, директор ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling». «Идея открытия завода по переработке изношенных шин возникла у одного из учредителей компании. И поскольку этот вид деятельности не просто бизнес, а инновационный прорыв в области утилизации отходов, его поддержали и остальные. Сегодня наша основная задача – внести свой вклад в развитие Казахстана и оставить будущему поколению плодородную, чистую землю для дальнейшего процветания», – говорит г-н Махамбет.
Напомним, 3 года назад в Астане запустили завод по переработке отходов шин методом механического дробления. Эта технология позволяет использовать полученную продукцию при изготовлении резиновой обуви, кровельных материалов, напольных резиновых покрытий и тротуарных плиток. Мощности завода: по входному значению – 16,5 тыс. тонн изношенных автомобильных шин в год, по выходному – 11 тыс. тонн резиновой крошки в год, 2,3 тыс. тонн металлокорда и 3,2 тыс. тонн текстильного корда в год.
«Больше на территории республики аналогичных по производительности, переработке и качеству выпускаемой продукции заводов нет. Как показала практика, автотранспортные шины десятилетиями не утилизировали. Их выбрасывали, вывозили вместе с твердыми бытовыми отходами (ТБО), образовывая несанкционированные свалки. Хуже всего, что зимой ими топили бани и обогревали дома. К сожалению, такие методы утилизации используются до сих пор, и лишь малая часть попадает на переработку», – сетует директор ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling».
По данным Комитета дорожной полиции РК, исходя из среднестатистического расчета только в 2009 году, в Казахстане подлежали утилизации около 71,5 тыс. тонн изношенных автомобильных шин. И с каждым годом эта цифра возрастает.
Источник: kapital.kz |
|
|
ИП Манкевич А.П.
Основное направление деятельности компании - производство агломераторов.
Агломератор — один из важнейших, и незаменимых видов оборудования для переработки полимерных плёнок.
Конечно, мы хотим за...
ООО ПКФ Сфера
Изготовление резиновой крошки
Вторичная переработка
Производство и продажа полимерных гранул вторичного полипропилена PP марок ПП 02030, ПП 21030, ПП 01030, ПП 01060, ПП 02130, ПП 02090, ПП 02060, ПП 01130, ПП 02250, ПП 01250, ПП 02015, ПП 02020, РР 83...
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|