Зарегистрированных посетителей: 22239
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 6874163 Последнее сообщение: 06.05.2025 08:55
Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1218728 Последнее сообщение: 05.03.2025 10:42
"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Просмотров: 444921 Последнее сообщение: 03.01.2025 13:46
ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
.gif)
 "Деньги из мусора: парадоксы белорусской модели"
 |
Михаил Счастный | Законотворчество, управление и пиар чиновников в сфере обращения с отходами упаковки давно стали притчей во языцех. В течение последнего десятилетия Министерство природы и ГО «Белресурсы» формировали в этой сфере уникальную «белорусскую модель». И им это удалось. Увы, концепция и схема этой модели груба и незамысловата: под лозунгом охраны природы собрать деньги с того, кто послабее, и потратить их на то, что захочется. Про экономию и эффективность, или некий европейский опыт в данной сфере речь, к сожалению, не идет - аналогов просто нет.
А вот результат этой модели: рынок – в коллапсе, бизнес – в шоке! И это - мнение большинства заготовительных, тарособирающих организаций и переработчиков отходов упаковки, а также экологических организаций, принявших недавно участие в заседаниях круглого стола III Международной специализированной выставки-форума «Рециклинг-2011» в Минске. Долгое ожидание «синей птицы» в этой сфере для многих давно сменилось на разочарование, а иногда – на откровенное раздражение. Иностранные инвесторы находятся в недоумении – где законодательство, где спрос на услуги заготовителей и переработчиков, ради чего инвестировать?
Очковтирательство?
За десять лет в стране так и не было создано законодательство, регламентирующее порядок обращения с упаковочными отходами, рынок не сформировался, сфера деятельности - убыточна, инвестиции - мизерные. Сбор традиционных видов вторичных материальных ресурсов, в число которых входят макулатура, стекло, пластик, текстиль и шины, сегодня не превышает 8-9% от объема образующихся коммунальных отходов, процент их переработки - и того меньше, а без промотходов упаковки этот показатель вряд ли превысит 6-7%.
В конце 2010 года на IV Всебелорусском народном собрании президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подытожил: «У нас извлекается менее 15 процентов вторичных ресурсов, в то время как европейские страны уже подходят к планке 80, а некоторые 100 процентов. Но при этом мы умудряемся импортировать отходы, даже стеклобой… В кратчайшие сроки следует наладить полномасштабный селекционный отбор отходов». Президент дал точную характеристику состоянию дел в данной сфере: «Очковтирательство!».
Основные причины проблем лежат на поверхности. И главная из них - полное игнорирование интересов рынка и бизнеса. Бывший премьер-министр С. Сидорский указывал: «Мы сегодня в разы отстали от того, что делается в соседних странах. Нам нужно больше дать самостоятельности субъектам хозяйствования в развитии этой сферы экономики». Такого же мнения придерживается Комитет госконтроля: «Решение проблем сбора и переработки вторичного сырья требует системного комплексного подхода со стороны структур управления, на отсутствие которых справедливо указал глава государства. Необходимо рассмотреть иные пути вовлечения в хозяйственный оборот вторичного сырья, в том числе путем непосредственного стимулирования субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих работы по сбору и использованию отходов».
Чудеса координации
На ошибки в подходах Минприроды и ГО «Белресурсы» к решению проблемы оборота вторсырья указывалось неоднократно. Но ни ссылки на европейский опыт, ни элементарная экономическая логика, ни здравый смысл эффекта не имели. Мнению специалистов и представителей бизнеса в этом процессе не нашлось места.
Во-первых, Минприроды изначально дистанцировалось от управления и ответственности в сфере обращения с отходами упаковки. В результате все полномочия в вопросах, касающихся рециклинга, были переданы ГО «Белресурсы» под лозунгом «координации деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию».
Мало того, что обращение вторичного сырья как конечного продукта сбора и обработки отходов не требует никакой координации. Для большинства субъектов хозяйствования так и осталось непонятно - в чем же эта координация заключалась?
Во-вторых, ГО «Белресурсы» является не органом государственного управления, а коммерческой организацией и даром миссию «координатора» исполнять вовсе не собирается. Им нужны деньги. Деньги нашлись, и немалые: просто обложили платежами производителей и импортеров товаров в стеклянной, пластмассовой и бумажной (картонной) таре, а позже ввели экологический налог на производство и импорт указанной тары, а также - на импорт товаров, упакованных соответствующим образом. Поступления за стеклянную и бумажную (картонную) тару направлены в распоряжение ГО «Белресурсы», а за пластмассовую – в распоряжение Минприроды.
Эти платежи и налоги, порядок и суммы их расходования никогда не увязывались с конечным результатом – сбором и переработкой конкретной доли или объема образующихся отходов упаковки. В результате сотни миллиардов рублей были выведены с рынка услуг по заготовке и переработке отходов, потрачены и омертвлены в планово-убыточных проектах (например, строительство завода по сортировке стекла), а жалкие остатки – перечислены заготовителям в форме компенсации их убытков.
Спрашивается, какой вменяемый бизнесмен, инвестор вложит деньги в отрасль, где спрос на услуги заготовителей и переработчиков подменен платежами и налогами? Ответ очевиден - никакой.
Как говорится, деньги «есть, да не про вашу честь».
Собрать и потратить
Почему не услышаны перспективные предложения Минэкономики и Минторга?
Минэкономики и Минторг, опираясь на европейский опыт в области рециклинга, предложили ввести прямые нормативы ответственности производителей и импортеров товаров в упаковке за сбор и переработку отходов упаковки, образующихся в результате потребления этих товаров. Это позволило бы сформировать спрос на услуги по заготовке и переработке, включить рыночные механизмы ценообразования и институтов в данной сфере, создать условия для развития рынка вторичных ресурсов и вторичного сырья как успешной отрасли народного хозяйства.
Но, судя по всему, никаких выводов из прошлого и из указаний высших должностных лиц так и не сделано. Сегодня эстафета от Минприроды и ГО «Белресурсы», требующих возврата к фискально-распределительной системе обращения с отходами упаковки, перешла к Минжилкомхозу. Идея «собрать и потратить» деньги населения (а именно оно своими кровными уплатит за все) соблазнительна и живуча. И не важно, кто это будет делать. Мотивы, лица и слова здесь могут быть различные, итог всегда один - фиаско экологической, ресурсосберегающей и экономической политики.
Как и раньше, производители и импортеры товаров не станут создавать систем сбора и переработки упаковок, а переложат расходы на население и внесут установленные платежи. Появится ли в этом случае экологичная, утилизируемая и дешевая упаковка? Об этом можно забыть - никому это не интересно! Заготовители и переработчики вновь останутся без средств на покрытие текущих и инвестиционных затрат.
Убыточная отрасль? Нет инвесторов? Ерунда - зато есть тысячи тонн железобетона и горы оборудования. Это не окупается? Мелочи - повысим тарифы для населения, это ведь ради его пользы. Будет мало - повысим платежи для производителей и импортеров. Цикл замкнулся.
У страны появилась лишняя валюта?
С прошлого столетия в Беларуси, а сегодня - во многих странах Европы при производстве пищевых продуктов с успехом применяется возвратная, то есть бывшая в употреблении, стеклотара.
Однако решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. утвержден технический регламент «О безопасности упаковки», по которому с 1 июля 2012 года стеклянная упаковка уже не должна повторно использоваться для контакта с алкогольной продукцией и детским питанием.
Что же случилось? Почему вдруг поставлен крест на целой отрасли экономики? Или действующие в стране санитарные правила и нормы по обработке стеклотары – обман, а население все эти годы тихо травили? Или белорусская стеклотара больше не соответствует ГОСТ и ТУ? Что случилось с оборудованием и технологиями на пивоваренных и ликероводочных заводах? И почему «озаботились» только алкоголем и детским питанием, а безалкогольные напитки и «взрослое» питание - уже не в счет?
Оказывается, и у нас, и в Европе все нормально: непригодная стеклотара отбраковывается, никого не травят, а стекло рециркулируют. Тогда вопрос радетелям повышения качества нашей жизни, экологии и природных ресурсов: у страны есть лишние стекольные пески, стеклозаводы больше не жгут газ, выбросы в атмосферу и отходы больше не проблема? Или у страны появилась лишняя валюта для закупки новой стеклотары?
Тем из чиновников, кто не читал или забыл статью 46 Конституции нашей страны, хочу напомнить о том, что каждый гражданин «имеет право на благоприятную окружающую среду», а государство обязано осуществлять «контроль над рациональным использованием природных ресурсов».
Источник: interfax.by |
|

|
ООО "ТОРГ-КОМС"
Производство и продажа бункеров , контейнеров для сбора, транспортировки, пересыпке, прессовки, мусора, металла, биоотходов, картона, пластика, бытовой техники.
ООО "Завод по переработке РТИ"
Утилизация шин, отходов резины.
Производство резиновой крошки, резиновой плитки
ООО "ЭкоТранс"
«ЭкоТранс» окажет услуги по вывозу строительного, бытового мусора, снега, пром. отходов, кислот, щёлочей, травильных растворов, хим. реактивов и хим. неликвидов в Москве и области.
ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
|