Зарегистрированных посетителей: 22196
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5
Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru
Отдел подписки:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru
Отдел рекламы:
Прямая линия: +7 (499) 267-40-10 +7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru
Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru
|
"Траснпортировка отходов"
|
| I. Требования к транспортированию опасных отходов.
Широкий, постоянно возрастающий ассортимент опасных отходов производства ставит пред руководящими органами задачу обезвреживания, утилизации либо переработки этих отходов. Основная трудность при этом состоит в том, что отходы, как правило, приходится перевозить. Риск, связанный с хранением, перегрузкой, транспортировкой опасных веществ велик.
На первое место выдвигаются вопросы обеспечения безопасности людей имеющих отношение к транспортировке опасных отходов, а также людей, которые могут оказаться (и пострадать) в случае возникновения аварийных ситуаций. Важное значение имеет также экологический аспект перевозки опасных и токсических веществ. Воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения (вплоть до гибели) флоры и фауны.
У многих может возникнуть вопрос: "Что будет, если при транспортировании опасных отходов, несмотря на все принятые меры предосторожности, всё-таки возникнет аварийная ситуация с розливом (россыпью) отходов?" В соответствии со статьёй 28 "Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами" (ФЗ № 89 "Об отходах производства и потребления"): "Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ, 1996):
Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет..
Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Следует отметить, что единых требований по перевозке опасных отходов по территории России на сегодняшний день нет. Принятые законы, касающиеся обращения с опасными отходами не имеют чёткого алгоритма действия и регламентации перевозки опасных отходов. Так, в 16 статье ("Требования к транспортированию опасных отходов") Федерального закона № 89 "Об отходах производства и потребления" 1998 года отмечается, что транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта опасных отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Возникает ряд закономерных вопросов: "Что такое специально оборудованное транспортное средство?", "Какими специальными знаками необходимо снабдить транспортное средство для осуществления транспортировки отходов?", " Какие документы необходимо иметь для осуществления перевозки отходов, скажем, на полигон?"
Если обратиться к ранее вышедшим (но ещё действующим) санитарным правилам от 29 декабря 1984 года "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов", то в пункте 2.5.1. мы прочитаем, что: "транспортировка промышленных отходов производится транспортом ... в соответствии с "Инструкцией о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной приказом МВД СССР № 371 от 20 ноября 1980 года."
Таким образом, обратите внимание, что во время транспортировки, опасные отходы попадают в категорию "ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ". Поэтому все нормативные документы, регламентирующие правила перевозки опасных грузов распространяются на "ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ". Для предотвращения возможного ущерба от перевозок опасных грузов, необходимо решить ряд задач:
- Организовать перевозочный процесс (мероприятия по техническому оснащению перевозок - подвижной состав, тара и средства погрузочно-разгрузочных работ; безопасное движение по маршруту, обучение обслуживающего персонала)
- Регламентация перевозок - разработка единых норм и правил перевозки опасных грузов, для осуществления их стандартизации и унификации.
- Управление перевозками: маршрутизация, подбор подвижного состава, обеспечение информации об опасности, специализация подразделений по перевозке опасных грузов.
- Предусмотреть меры по ликвидации последствий аварии это позволит эффективно осуществлять мероприятия по тушению пожаров, дегазации, дезинфекции, первой медицинской помощи, эвакуации населения и пр.
Перевозка опасных грузов осуществляется всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным. На каждый вид транспорта существует свой, так называемый "пакет документов" устанавливающих требования по перевозке опасных грузов. Но есть несколько общих требований, единых для всех видов транспорта, осуществляющих перевозку опасных грузов.
Прежде чем перевозить опасные отходы необходимо определить: какую опасность для людей и окружающей среды они представляют. В этом может помочь ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка"
Различают следующие опасности:
легковоспламенимость
горючесть
самовоспламенимость
спонтанные реакции (полимеризация)
опасные реакции с водой или другими веществами
взрывчатость
повышенная ядовитость, опасность для здоровья
разъедающее, коррозийное действие
выделение ядовитых газов при горении
угроза водным ресурсам
давление газов
радиоактивность
инертность
опасность заражения
высокая температура и т.д.
В соответствии с рекомендациями ООН для перевозимых опасных грузов была осуществлена классификация, которая предусматривает деление опасных грузов на классы (классы опасности).
1 класс - взрывчатые материалы (ВМ);
2 класс - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3 класс - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);
4 класс - самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5 класс - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
6 класс - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
7 класс - радиоактивные материалы (РМ);
8 класс - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
9 класс - прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.
1. Лицензирование
В Статье 9 Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами (ФЗ "Об отходах производства и потребления") отмечается, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.
Как уже упоминалось выше, для перевозки опасных отходов необходимо иметь лицензию, которая выдается на основании:
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ (1998 г.), статья 9.
Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статья 17;
Постановления Правительства РФ от 23 мая 2002 г. № 340 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" (в ред. от 03.10.2002 № 731)
Приказа МПР РФ № 451 "О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" 18.07.2002 (с изменениями и дополнениями от 29.11.2002 г. № 782)
Приказа Министерства природных ресурсов РФ № 782 (Д) от 29 ноября 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в приказ министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 451 "О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами"
Распоряжения МПР России от 02.12.2002 г. № 483-Р Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
"Методические рекомендации по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории РФ".
Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.
Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.
Опасные отходы, согласно ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления", в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды утверждены Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. № 511. Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.
В соответствие с данными критериями отходы производства и потребления делятся на пять классов опасности, т. е. неопасных отходов нет.
Таким образом, лицензию на обращение с опасными отходами необходимо иметь природопользователям, осуществляющим деятельность, связанную с образованием отходов, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
2. Сертификация
Отходы производства и потребления, а также деятельность в сфере обращения с отходами подлежит обязательной сертификации с целью предотвращения загрязнения окружающей среды при производстве, использовании и ликвидации всех видов продукции, экологической безопасности процедур обращения с отходами (в том числе и трансграничного перемещения).
Сертификация осуществляется в соответствии с Законом РФ № 5151-1 от 10 июня 1993 года "О сертификации продукции и услуг" (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 № 211-ФЗ, от 02.03.98 № 30-ФЗ, от 31.07.98 № 154-ФЗ)
Порядок выдачи сертификата:
подача заявления и необходимой документации;
предварительная экспертиза предоставленных документов и принятие по ним решения;
принятие решения о возможности (не) выдачи сертификата;
заключение об экологической безопасности продукции - вида услуг (разрешение на право маркировки объекта сертификации знаком соответствия);
оформление, выдача и регистрация сертификата;
осуществление инспекционного контроля.
3. Тара и упаковка
Промышленные отходы формируются по ходу технологического процесса по цехам и сосредотачиваются на промышленной площадке каждого цеха, где собираются и помещаются в тару (санитарные правила "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов" п.2.3.):
первый класс опасности помещается в стальные баллоны (двукратно проверенные на герметичность) по мере накопления и уплотнения закрываются стальной крышкой и завариваются;
второй класс опасности отходов- помещается в полиэтиленовые мешки;
третий - в бумажные пакеты;
четвёртый собирается на промышленной площадке, откуда автопогрузчиком перегружается в герметичный самосвальный автотранспорт и доставляются на полигон.
Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84 "Грузы опасные. Упаковка". Данный ГОСТ предусматривает разную степень стойкости упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность. Кроме того, в п.7а говориться, что все образцы тары и упаковки должны проходить испытания на прочность (в приводимой таблице перечисляются виды испытаний: падение, сдавление и т.д.), что должно быть подтверждено соответствующим сертификатом. Т.о. при транспортировке особо опасных отходов нелишним будет запастись ксерокопией сертификата на используемую упаковку и тару.
Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.
Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, коррозионные газы или пары, грузы, которые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимодействовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окисляющими свойствами, должны быть упакованы герметично (обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей).
Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполнением свободного пространства соответствующими негорючими прокладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасовке, перевозимые как неопасные согласно п.2.1.43, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона. Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решетки, прокладки, амортизаторы. Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные деревянные ящики с крышками. Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть дополнительно упакованы в деревянные ящики или обрешетки.
Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими условиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправками. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках должны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).
При предъявлении к перевозке жидких опасных грузов тара должна наполняться до нормы, установленной стандартами или техническими условиями на данную продукцию.
Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном транспортном средстве. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техническими условиями на это вещество. Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные промежутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой заполняются соответствующим мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик прочно закрывается крышкой. Масса брутто такого места не должна превышать 50 кг. Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества. Опасные грузы, разрешенные к перевозке в контейнерах, должны быть упакованы аналогичным образом.
4. Маркировка
Понятие "маркировать" в соответствии с предписаниями о перевозке опасных грузов охватывает применение знаков опасности. Посредством знаков опасности о вероятных опасностях, должны быть оповещены не только специальный персонал и спасательные службы, но по возможности, все окружающие. В соответствии с ГОСТом 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" на транспортную тару и транспортные средства с опасными грузами наносят знаки опасности, соответствующие классу и подклассу, к которому отнесен данный груз. На транспортную тару и транспортные средства, содержащие остатки опасных грузов, также наносят знаки опасности. Если груз обладает несколькими видами опасности, на упаковку и транспортные средства наносят все знаки, соответствующие видам опасности.
Знаки опасности, наносимые на транспортную тару, должны иметь форму квадрата, который условно разделен на два равных треугольника.
В верхнем треугольнике знака наносят символ опасности, в нижнем углу треугольника - номер подкласса. Между символом и номером подкласса располагают надпись, характеризующую опасность груза, под ней - номер аварийной карточки.
Знаки опасности, наносимые на транспортную тару, должны иметь форму квадрата, повернутого на угол, со стороной не менее 100 мм, который условно разделен на два равных треугольника.
При размерах тары, не позволяющих наносить знаки опасности указанных размеров, допускается уменьшить сторону квадрата до 50 мм.
В верхнем треугольнике знака наносят символ опасности, в нижнем углу треугольника - номер подкласса. При нанесении нескольких знаков опасности номер подкласса указывают на знаке опасности того класса (подкласса), к которому отнесен груз. Рамка, символ и надписи на знаке опасности должны быть выполнены черным цветом, защищены от выцветания, другие цвета фона должны быть устойчивы к атмосферным воздействиям.
Рамку располагают на расстоянии 5 мм от кромки знака.
Для воспламеняющихся и ядовитых газов на знаках опасности 3 и 6а наносят соответствующие надписи: "Воспламеняющийся газ", "Ядовитый газ", для органических пероксидов на знаке опасности 5 наносят надпись "Органический пероксид".
Между символом и номером подкласса располагают надпись, характеризующую опасность груза, под ней - номер аварийной карточки.
Знаки опасности наносят на контрастном фоне перед манипуляционными знаками. Способы и материалы для нанесения знаков опасности принимают согласно ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов".
Знаки опасности, наносимые на транспортные средства, должны иметь размер стороны квадрата 250 мм. На расстоянии 15 мм от кромок знака располагают рамку черного цвета.
Символы и цифры на знаках опасности должны быть нанесены черным цветом. Под знаком опасности на оранжевой прямоугольной табличке размерами не менее 120х300 мм с черной рамкой шириной 10 мм по краям и высотой цифр в табличке не менее 25 мм указывается номер ООН . Высота цифр номера аварийной карточки должна быть 100 мм, номера подкласса - 50 мм. Знаки изготовляют из плотной бумаги с пленочным покрытием.
Соответствующие знаки опасности должны быть укреплены:
на транспортных средствах со встроенными цистернами: с боковых сторон и сзади;
на транспортных средствах со съемными цистернами: с боковых сторон и сзади;
на транспортных средствах с батареями сосудов: на боковых сторонах батареи сосудов;
на транспортных средствах с цистерновыми контейнерами: на боковых сторонах контейнеров-цистерн;
если знаки не видны снаружи - также на обеих боковых сторонах и сзади транспортного средства.
К маркировке неочищенных порожних транспортных средств применяются те же предписания, что и к груженным. Знаки опасности, которые не соответствуют перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть сняты или прикрыты.
Маркировка транспортных средств оранжевыми информационными таблицами
Знаки опасности должны прикреплять на транспортные средства грузоотправители и удалять после выгрузки грузополучатели.
Знаки опасности должны быть расположены таким образом, чтобы они были видны аварийно-спасательному персоналу.
5. Требования к водителю и транспортному средству
В ФЗ "Об отходах производства и потребления" в статье 15 указываются требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами:
Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
При осуществлении транспортировки опасных отходов необходимо иметь: свидетельство о прохождении водителем специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также документы, свидетельствующие о технической возможности транспортных средств осуществлять, перевозки конкретных видов опасных грузов
II. Охрана труда и здоровья при обращении с отходами
1. Профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
Одним из лицензионных требований и условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами является наличие у лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами, профессиональной подготовке, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статья 73.
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка осуществляется в соответствии с законодательством. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 15.
1. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. 2. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Профессиональная подготовка лиц осуществляется обучающими центрами, имеющими лицензии по данному виду деятельности и в соответствии с программой, утвержденной приказом МПР РФ № 868 от 18.12.2002 г.. При обращении с отходами применяются общие требования, особых, специфических требований, свойственных именно этому виду деятельности не существует.
2. Для лиц, занятых в процессе транспортировки и перегрузки отходов
Процесс сбора отходов должен быть автоматизирован и механизирован, должны использоваться устройства и системы, обеспечивающие нормальные условия труда с точки зрения обеспечения здоровья работников.
Чем меньшее количество раз отходы перегружаются, тем меньше риск здоровью и меньше опасность загрязнения окружающей природной среды.
При обращении с опасными/токсичными отходами работники подвергаются риску раковых заболеваний или потере репродуктивной способности.
Органические отходы должны предпочтительно сортироваться у источника - меньше угроза нанесения вреда здоровью.
На основании Приказа МЗ РФ № 90 от 14.03.96 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии" и Приказа МЗ и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" для каждого работника имеющего профессиональную вредность должен быть установлен перечень специалистов, которые будут проводить медицинское обследование работающего, а также перечень лабораторных исследований (и периодичность сдачи анализов).
III. Автомобильный транспорт
Основным документом международного уровня, регламентирующим перевозку опасных грузов является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ (Сокращение "ДОПОГ" основано на ключевых словах названия Соглашения на французском языке).
Это Соглашение, разработанное Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в Женеве в 1957 году, многократно пересмотренное и дополненное (последний пересмотр - 1 января 1997 года) в рамках которого большинство европейских государств согласовали общие правила дорожной перевозки опасных грузов через их границы и по их территориям.
На настоящий момент Договаривающимися сторонами Соглашения являются: Австрия, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия.
В последнее время разработан и издан ряд нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты перевозок опасных грузов на автомобильном транспорте.
Основными является, как уже отмечалось "Инструкцией о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденной приказом МВД СССР № 371 от 20 ноября 1980 года, а также РУКОВОДСТВО по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом (утвержденное 08.05.96 г. Директором Департамента автомобильного транспорта).
Постановление Правительства РФ от 23.04.94 № 372 О мерах по обеспечению безопасности по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом; "Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утверждены Министерством транспорта РФ от 08.08.1995г. Приказом №73 (в редакции Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999г. № 37 и от 14.10.1999г. №77)
1. Транспортные документы
К группе транспортно-сопроводительных документов относятся:
лицензионная карточка с пометкой "опасный груз" на каждое автотранспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
белый с красной диагональной полосой - перевозке опасных грузов (стандартная лицензия);
белый с зеленой диагональной полосой - перевозке опасных грузов (стандартная международная лицензия);
белый с синей диагональной полосой - перевозке опасных грузов (ограниченная лицензия).
красный - перевозке грузов на коммерческой основе в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);
зеленый - перевозке грузов и пассажиров в международном сообщении (стандартная международная лицензия);
синий - перевозке собственных грузов для производственных целей в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);
путевой лист с пометкой "Опасный груз" либо другой транспортный документ;
свидетельство о допуске водителя к перевозке ОГ;
аварийная карточка информации об опасности;
свидетельство о допуске транспортного средства и перевозке ОГ;
разрешение органов МВД на перевозку "особо опасных грузов";
сертификат на упаковочный контейнер, предназначенный для перегрузки на морской или речной транспорт.
2. Организация перевозок опасных грузов
Движение транспортных средств
1. Ограничение скорости движения автотранспортных средства при перевозке опасных грузов устанавливается ГАИ МВД России с учетом конкретных дорожных условий при согласовании маршрута перевозки. Если согласование маршрута с органами ГАИ МВД России не .требуется, то скорость движения устанавливается согласно Правилам дорожного движения и должна обеспечивать безопасность движения и сохранность груза.
2. В случае установления ограничения скорости движения знак с указанием допустимой скорости должен быть установлен на транспортном средстве в соответствии с Правилами дорожного движения.
3. При перевозке опасных грузов колонной автомобилей должны соблюдаться следующие требования:
при движении по ровной дороге дистанция между соседними транспортными средствами должна быть не менее 50 м;
в горных условиях - при подъемах и спусках - не менее 300 м;
при видимости менее 300 м (туман, дождь, снегопад и т.п.) перевозка некоторых опасных грузов может быть запрещена. Об этом должно быть указано в условиях безопасности перевозки опасных грузов.
4. Ответственное лицо за перевозку из числа представителей грузоотправителя-грузополучателя (старший по колонне) обязано находиться в кабине первого автомобиля, а в последнем автомобиле с грузом должен находиться один из представителей (подразделения) охраны, выделяемой грузоотправителем-грузополучателем, если охрана предусмотрена при данной перевозке.
5. Запас хода автомобилей, перевозящих опасный груз, без дозаправки топливом в пути должен быть не менее 500 км. В случае перевозки опасных грузов на расстояние 500 км и больше автомобиль должен оборудоваться запасным топливным баком и заправляться из передвижной автозаправочной станции (АЭС), установка дополнительного топливного бака должна согласовываться с подразделением ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства, о чем делается пометка в регистрационном документе. Заправка топливом производится в местах, отведенных для стоянок,
6. Автомобиль сопровождения должен двигаться впереди колонны транспортных средств с опасными грузами. При этом по отношению к движущемуся за ним транспортному средству автомобиль сопровождения должен двигаться уступом с левой стороны, с тем чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемых транспортных средств.
7. Автомобиль сопровождения оборудуется проблесковым маячком желтого цвета, включение которого является дополнительным средством информации для предупреждения других участников дорожного движения, но не дает права преимущественного проезда.
8. На автомобилях сопровождения и транспортных средствах; осуществляющих перевозку опасных грузов, даже в дневное время должны быть включены фары ближнего света.
9. Порядок движения автомобилей сопровождения и способы информации других участников дорожного движения об осуществлении перевозки опасных грузов указываются ГАИ МВД России в разделе "0собые условия движения" бланка согласования маршрута.
10. Порядок сопровождения колонны патрульными автомобилями ГАИ МВД России при прохождении маршрута перевозки по территории двух или более субъектов Российской Федерации определяется органом ГАИ МВД России, с которым согласован маршрут движения
Ответственность водителя транспортного средства
Водитель транспортного средства при перевозке опасного груза обязан соблюдать Правила дорожного движения, Правила по перевозке опасных грузов и Инструкции по перевозке отдельных видов опасного груза, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах.
Водитель, осуществляющий перевозку опасных грузов должен:
Иметь при себе необходимые транспортные документы;
Иметь с собой в поездке огнетушители и не менее 2-х противооткатных упоров (согласно Правилам дорожного движения);
Иметь с собой в поездке предписанные предметы защитного оборудования и средства индивидуальной защиты и предъявлять их по требованию ответственных лиц для контроля.
При перевозке опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГИБДД МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения.
В случаях вынужденной остановки водитель обязан обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и в случаях стоянки ночью или при плохой видимости, если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари автономного питания с мигающими или постоянными огнями: один перед транспортным средством на расстоянии примерно 10м; другой позади транспортного средства на расстоянии примерно 10м.
При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности, водитель должен вызвать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГИБДД МВД России.
За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор за креплением груза в кузове и за сохранность маркировки и пломб. В тех случаях, когда водитель является и экспедитором, он совмещает две эти обязанности.
Водитель обязан следить за необходимым запасом песка для тушения пожара.
При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается:
резко тормозить;
резко трогать транспортное средство с места;
производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/час;
двигаться с выключенным сцеплением и двигателем;
курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановки не ближе, чем в 50 м от места стоянки транспорта);
пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);
оставить транспортное средство без надзора;
осуществлять заправку автомобилей топливом на автозаправочных станциях общего пользования. Заправка автомашин, груженых горючими или взрывоопасными грузами на АЗС общего пользования или ПАЗС производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 метров от территории АЗС нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры (п.12.19 "Правил технической эксплуатации стационарных и передвижных АЗС", утвержденных Госкомнефтепродукт РСФСР 15.04.81 г.);
перевозить груз, упаковка которого повреждена, особенно если нарушена ее целостность так, что опасный груз проник или может проникнуть наружу;
перевозить посторонних лиц;
одновременно перевозить и другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации.
IV. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам
Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
Перевозка опасных грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с:
Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам (утвержденные МПС России 27 декабря 1994 г. № ЦМ-309);
Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (утверждеными Постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994г. № 50, в редакции от 20.06.2002 г.);
Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации №17-ФЗ (Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года; Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года; Подписан Президентом РФ В.Путиным 10 января 2003 г.)
Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 апреля 2004 г. № 32 О введении в действие "Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5. 1250 - 03" Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 апреля 2003 г.Регистрационный № 4412
Действия при авариях
V. Мероприятим при ликвидации аварийной ситуации с опасными грузами не установленного наименования
1. Средства индивидуальной защиты
Для аварийных бригад - изолирующий защитный костюм КИХ-5 в комплекте с изолирующим противогазом ИП-4М или дыхательным аппаратом АСВ-2. При возгорании - огнезащитный костюм в комплекте с самоспасателем СПИ-20. Маслобензостойкие перчатки, перчатки из дисперсии бутилкаучука, специальная обувь по ГОСТ 12265-78.
2. Необходимые действия общего характера
Отвести вагон в безопасное место. Изолировать опасную зону в радиусе 200 м. Удалить посторонних. В опасную зону входить в защитных средствах. Соблюдать меры пожарной безопасности. Не курить. Устранить источники огня и искр. Держаться наветренной стороны. Избегать низких мест. Пострадавшим оказать первую помощь. Отправить людей из очага поражения на медобследование.
3. Необходимые действия при утечке, разливе и россыпи
Сообщить в ЦСЭН. Прекратить движение поездов и маневровую работу в опасной зоне. Не прикасаться к пролитому или просыпанному веществу. Устранить течь с соблюдением мер предосторожности. Перекачать содержимое в исправную сухую, защищенную от коррозии емкость. Проливы оградить земляным валом. Не допускать попадания вещества в водоемы, подвалы, канализацию. Засыпать сухим инертным материалом. Собрать в сухие емкости.
4. Необходимые действия при пожаре
Не приближаться к горящим емкостям. Тушить порошками с максимального расстояния. Не использовать воду!
Перевозка опасных грузов регламентирована правилами:
Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (IMDG Code);
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (SOLAS 74);
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г. (MARPOL 73/78);
Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (ISGOTT);
Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих химические грузы наливом (Кодекс IBC)
VI. Морской транспорт
1. Национальные правила
Российские национальные Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) в настоящее время соответствуют требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 r. (СОЛАС-74), Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г. (МАРПОЛ 73/78) и требованиям Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ) с Поправками 28-96.
В соответствии с решениями, принятыми в мае 2000 года на 72 сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) с 01 июля 2001 года вводятся в действие Поправки 30-00 МК МПОГ.
Новая структура МК МПОГ, принятая в Поправках 30-00, гармонизирована с Типовыми правилами Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов.
Кроме МК МПОГ и национальных Правила МОПОГ, регламентирующих перевозки опасных грузов в упаковке, в российском законодательстве перевозки отдельных видов и классов опасных грузов регламентируются:
Правилами морской перевозки разрядных грузов:
Правилами безопасности морской перевозки не зерновых навалочных грузов (Правила ННГ);
Общими и специальными правилами перевозки наливных грузов;
Правилами перевозки грузов в контейнерах морским транспортом,и государственными стандартами:
ГОСТ 19433 - 88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка";
ГОСТ 26319 o 84 "Грузы опасные. Упаковка";
Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).
В необходимой степени учитывают требования таких международных документов как, Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (IMDG Code), Рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов, а также государственных стандартов России: ГОСТ 19433 "Грузы опасные. Классификация и маркировка", ГОСТ 26319 "Грузы опасные. Упаковка".
Правила морской перевозки разрядных грузов.
Указанные правила регламентируют морскую перевозку взрывчатых веществ, боеприпасов и ядовитых сильнодействующих веществ и устанавливают общие положения перевозки и организации погрузочно-разгрузочных работ, требования к упаковке и маркировке грузов, порядок оформления документов, технические условия перевозки разрядных грузов на судах.
2. Правила безопасности морской перевозки не зерновых навалочных грузов (Правила ННГ)
Правила ННГ включают необходимые меры по безопасной упаковке и размещению опасных грузов, предосторожности по отношению к другому грузу. Требования Правил ННГ корреспондируются с положениями Кодекса безопасной практики для твердых навалочных грузов (Code ВС).
Общие и специальные правила перевозки наливных грузов Настоящие Правила распространяются на перевозки нефти и нефтепродуктов, химических веществ, сжиженных газов, пищевых и других наливных грузов, подпадающих под МК МПОГ. Аналогично с международными требованиями в Правилах МОПОГ, Правилах ННГ и в Правилах перевозки наливных грузов предусмотрено одно из главных требований к транспортному документу на опасные грузы - предоставление основной информации об опасности предъявляемого к перевозке груза - Декларации об опасном грузе.
VII. Воздушный транспорт
Перевозка опасных грузов может производиться только теми авиакомпаниями, которые имеют лицензии на этот вид деятельности гражданской авиации. Лицензии на право перево-зок опасных грузов выдаются Лицензионной комиссией Федеральной службы воздушного транспорта России.
Перевозка опасных грузов на воздушном транспорте регламентируется следующими правилами:
Приложение 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху" Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. Документ ИКАО 9284-AN/905. Инструкция о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами, на воздушных судах. Документ ИКАО 9481 - AN/928 РЕЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
1. Правила перевозок
Основными национальными нормативными актами по перевозке опасных грузов речным транспортом являются:
- Устав внутреннего водного транспорта;
- Правила перевозок опасных грузов;
Правила перевозок разрядных грузов:
- Правила перевозок нефтегрузов в судах наливом;
- Правила перевозок грузов (ч.1);
- ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные, классификация, знаки опасности";
- ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и гранение".
Кроме того, необходимо руководствоваться Правилами Речного Регистра, Правилами пожарной безопасности на судах и береговых объектах. Правилами безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях, Правилами безопасности труда на судах речного флота. Правилами пожарной безопасности на нефтеналивных судах, Правилами плавания по внутренним водным путям. Правилами технической эксплуатации речного транспорта.
Нормативными документами для международных перевозок опасных грузов является:
Европейские правила (предписания), касающиеся международных перевозок опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ - ADN);
Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов(МКМПОГ);
Конвенции СОЛАС - 74 и МАРПОЛ;
Кодекс по безопасному обращению с твердыми навалочными грузами (Кодекс ИМО).
Начиная с 1990 года в России проявляется особый интерес к изучению международных Правил ВОПОГ.
Европейские предписания, касающиеся международной перевозки опасных грузов по внутренним водным путям определяют организационные и технические условия безопасной и сохранной перевозки опасных грузов и значительно повышают ответственность экипажей судов за организацию безопасности перевозки.
Одним из существенных недостатков ВОПОГ является наличие большого количества отсылок к другим правилам и международным сводам, особенно по наименованиям и классификации грузов, требования к таре и упаковке, что усложняет работу перевозчика и эксперта на судне по выполнению этих требований.
Вместе с тем, национальные правила также требуют в настоящее время корректировки и дополнительных требований с целью гармонизации их с международными нормами, в частности, по маркировке и упаковке, перевозке опасных грузов навалом, в специальных и универсальных контейнерах, подготовки специалистов, техническим требованиям к судам и др.
VIII. Документация
Оформление транспортных документов. Оформление перевозок нефтепродуктов производится перевозочными документами формы ГУ-3 в соответствии с Указаниями о заполнении перевозочных документов.
К перевозочным документам должен быть приложен паспорт с обязательным перечнем показателей качества нефтегруза (вязкость, температура вспышки и застывания, плотность, содержание воды), которые пароходство имеет право проверить путем участия в анализе проб, в том числе повторных, отобранных по его требованию. Остальные показатели качества нефтегруза, если они не определены к моменту окончания оформления перевозочных документов и отправления судна в рейс, грузоотправитель должен сообщить получателю груза по почте, телеграфу и т. п. Наличие или отсутствие остатка в судне после выгрузки груза оформляется актом на остаток нефтегруза формы ГУ-36, который предъявляется судном грузоотправителю перед началом следующего налива.
Источник: chgorod.ru |
|
|
|