Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22185

ЖУРНАЛ ТБО (№12 2023)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

siz2024

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Проблемы разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ в области обращения с отходами производства и потребления"


Осадчий Сергей Юрьевич

Осадчий Сергей Юрьевич, Депутат Государственной думы РФ, член Комитета Государственной думы по экологии, председатель подкомитета по экологии городов и проблемам обращения с отходами

Родился 10 сентября 1960 года в Москве. Трудовой путь начал в 1979 году в локомотивном депо Москва-Пассажирская Октябрьской железной дороги помощником машиниста электровоза. В 1979-1981 годах проходил срочную службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Награжден орденом Красной Звезды, медалью "За отличия в воинской службе".

В 1981 году после увольнения в запас работал машинистом тепловоза депо "Ховрино", был избран председателем правления Союза ветеранов Афганистана Железнодорожного района, а затем Северного административного округа столицы. С 1993 по 2003 годы трижды избирался депутатом Московской городской думы. В 1999 году окончил Московский государственный открытый университет по специальности "Юриспруденция", в 2001 году - Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности "Государственное и муниципальное управление".

В 2003 году был избран депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по 205-му избирательному округу. В настоящее время является членом фракции "Единая Россия", членом Комитета по экологии Государственной думы, председателем подкомитета по экологии городов и обращению отходов. При непосредственном участии СЮ. Осадчего разрабатываются и готовятся на рассмотрение Государственной думы следующие законопроекты:

• "Об упаковке и упаковочных отходах";

• "О государственной политике в области экологического страхования и обеспечения ответственности за причинение экологического вреда";

• "О плате за негативное воздействие на окружающую среду";

• "Об экологической сертификации автотранспортных средств".

В рамках проводимой в стране реформы федеративных отношений и местного самоуправления проводится изменение законодательства по разграничению полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также по определению вопросов ведения органов местного самоуправления. Цель проводимой в стране реформы - создание эффективной и ответственной системы выполнения своих функций органами публичной власти всех уровней.

Реализация указанной реформы связана в первую очередь с изменением федеральных законов "Об общих прин­ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", что потребовало приведения в соответствие с ними более 150 федеральных законов, в том числе ряда федеральных законов, содержащих нормы природоохранного законодательства, в части, регулирующей полномочия органов исполнительной власти всех уровней.

Такие изменения были внесены и в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Основные изменения указанного закона касаются статей 2, 5, 6, 7, 8, 22, 23, 25.

Так, в соответствии с действующей редакцией Федерального закона "Об отходах производства и потребления" из статьи 2 "Правовое регулирование в области обращения с отходами" исключены полномочия субъектов Российской Федерации по законодательному регулированию в области обращения с отходами.

Учитывая, что Конституцией Российской Федерации (статья 72) законодательство об охране окружающей среды относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а по статье 5 Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" зако­нодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, внесенные изменения входят в противоречие с действующим законодательством в этой области.

Кроме того, изменение редакции статьи 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" означает, что все законы субъектов Федерации в области обращения с отходами должны быть признаны недействительными, что может негативно отразиться на ситуации по обращению с отходами каждого региона, так как законы субъектов учитывают региональные особенности территорий.

Основные изменения внесены в статью 6 указанного закона, в соответствии с которой исключены полномочия субъектов Российской Федерации по:

• обеспечению проведения государственной политики в области обращения с отходами;

• осуществлению правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и по контролю над осуществлением такого регулирования;

• проектированию и строительству объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

• организации и осуществлению государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;

• обеспечению экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

• обеспечению населения информацией в области обращения с отходами;

• участию в ведении государственного кадастра отходов;

• участию в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами;

• а также иные полномочия в области обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.

Таким образом. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона от 22.08.04 г. № 122-ФЗ практически полностью исключил все полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, передав функции по государственному регулированию в области обращения с отходами исключительно на федеральный уровень.

Вместе с тем такие изменения в законодательстве вступают в противоречие с другими федеральными законами природоохранного блока, и в первую очередь с Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Так, обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности невозможно без решения вопросов предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Исключение из полномочий субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению правового регулирования в области обращения с отходами, государственного контроля и надзора за деятельностью в этой области не соответствует основным принципам охраны окружающей среды, в соответ­ствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Кроме того, исключение указанных полномочий у субъектов Российской Федерации при значительном сокраще­нии численности территориальных федеральных органов и отсутствии необходимых специалистов в органах местного самоуправления может привести к значительному снижению эффективности государственного упра­вления в области обращения с отходами и к нарастанию загрязнения окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем указанный закон в новой редакции расширяет полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления. Так, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Расширение полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами следует признать положительным, так как они решают все вопросы местного значения и обладают большей информацией о состоянии и проблемах в области обращения с отходами на своих территориях.

Однако отнесение полномочий по организации и переработке бытовых и промышленных отходов к полномочиям только органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов при отсутствии у них необходимых значительных средств для строительства мусороперерабатывающих предприятий и создания оборудованных полигонов может привести к резкому увеличению числа несанкционированных свалок и загрязнению почв и подземных вод.

Кроме указанных выше изменений Федерального закона "Об отходах производства и потребления" подверглась изменению и статья 23, из которой исключены части 2 и 3, касающиеся установления базовых нормативов платы и дифференцированных ставок за размещение отходов. Исключение указанных положений при отсутствии федерального закона о плате за негативное воздействие на окружающую среду (законопроект раз­работан в Комитете по экологии) не позволяет эффективно использовать экономический механизм в решении проблем в области обращения с отходами. В настоящее время в этой области действует постановление Правительства Российской Федерации № 632 от 28.08.1992 г. в редакции постановления Правительства РФ от 27.12.1994 „. № 1428, от 14.06.01 „. № 463, с изменениями, внесенными решением Верховного суда РФ от 12.02.03 г. № ГКПИ 03-49 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия". В соответ­ствии с указанным постановлением устанавливаются два вида базовых норматива платы: за размещение отходов в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов.

Изменения коснулись и осуществления государственного контроля в области обращения с отходами. В действую­щей редакции статьи 25 исключен государственный контроль субъектов Российской Федерации за деятельностью в области обращения с отходами. При условии, что муниципальный контроль в области охраны окружающей среды будет осуществляться только с 2006 года, возникает коллизия норм Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая требует своего разрешения посредством внесения изменений в законодательство.

В новой редакции Федерального закона "Об отходах производства и потребления" исключена статья 22 "Программы в области обращения с отходами", направленная на разработку мер по уменьшению количества отходов и вовлечению их во вторичный оборот. Исключены также полномочия Российской Федерации по разработке и утверждению федеральных целевых программ в области обращения с отходами (статья 5 закона).

В соответствии с этим положением, с 2005 года в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" закрыта подпрограмма "Отходы" Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы), направленная на решение вопросов утилизации отходов производства и потребления.

Вместе с тем Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона № 122-ФЗ сохранены полномочия субъектов Российской Федерации в части проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; а также по разработкам и реализации региональных целевых программ в области обращения с отходами и участию в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами, учитывая, что 40% платежей за загрязнение окружающей среды остается у субъекта Федерации. Это позволяет широко использовать предоставленную законом возможность решения проблем с утилизацией отходов и строительством необходимых мощностей для переработки отходов.

Следует отметить, что проблемы минимизации образования отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья решаются в настоящее время также в рамках различных федеральных программ по отдельным отраслям экономики. При этом решаются задачи более широкого внедрения новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий.

Для решения проблем по утилизации отходов необходимо шире использовать опыт многих предприятий и объе­динений, осуществляющих свою деятельность по переработке отходов.

Участие граждан и организаций в принятии решений, касающихся их конституционных прав на благоприятную среду, закреплено Конституцией Российской Федерации и федеральными природоохранными законами, такими как федеральные законы "Об охране окружающей среды". Это участие предусмотрено и в положении о конкретном министерстве, федеральном агентстве или о федеральной службе, утверждаемых Правительством Российской Федерации. В положениях предусмотрены права и формы участия общественности в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Так, положением предусмотрено привлечение в установленном порядке научных и иных организаций, ученых и специалистов для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности министерства, федерального агентства или федеральной службы, а также участие в работе координационных и совещательных органов (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Кроме того, участие объединений и организаций возможно в конкурсах при заключении государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также при реализации федеральных целевых программ.

Порядок осуществления данного полномочия установлен постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 в редакции от 25.12.04 № 842, где в части VI "Управление реализацией целевой программы и контроль над ходом ее выполнения" определяется, что государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение следующих функций: а) организация и (или) проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей программных ме­роприятий; б) отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий.

При этом условия передачи функций государственного заказчика целевой программы утверждаются Правитель­ством Российской Федерации одновременно с утверждением государственного заказчика целевой программы.

Следовательно, законодательство предусматривает передачу отдельных функций федеральных органов исполнительной власти организациям и юридическим лицам при разработке соответствующих федеральных целевых программ. Надо шире использовать такие возможности для разработки и внедрения новейших технологий в отрасль, перерабатывающую отходы.

Таким образом. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона от 22.08.04 „. № 122-ФЗ изменил концепцию закона, передав все полномочия по осуществлению государственной политики в области обращения с отходами на федеральный уровень, и значительно расширил полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами и осуществления экологического контроля в данной области.



Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Экологическое законодательство России: основные изменения
В очередной раз предлагаем вашему вниманию обзор изменений, произошедших в законодательстве за прош...
Транспортирование отходов IV класса опасности: получение лицензии от А до Я
Если на предприятии возникла потребность в получении лицензии на деятельность по транспортированию ...
Новый порядок мониторинга на объектах размещения отходов
Комментарий к приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собс...
Оценка экологогеологического состояния и устойчивости откосов свалочного тела полигона
Сегодня многие полигоны для захоронения отходов нуждаются в рекультивации или реконструкции. Рассмот...
Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов
Рассмотрим методы и примеры расчета предлагаемых нормативов образования отходов, которые по-преж...
Не сорвать сроки реформы
За первые девять месяцев формирования новой отрасли обращения с отходами федеральная власть успела о...
Кому нужны вторичные материальные ресурсы
В статье рассмотрены возможные положительные и негативные последствия введения нового понятия «втори...
Переработка многослойной гибкой полимерной упаковки
Многослойная гибкая полимерная упаковка составляет значительную часть упаковочных материалов. Если...




reestr2023

КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
МСК-Пластик
Компания «МСК-Пластик» предлагает вам сотрудничество в области изготовления комплектующих для промышленного оборудования (ножи, сетки, фрезы, шнеки и другие), различных металлоконструкций по согласова...

ООО Аванта
ООО " Аванта " на постоянной основе купит вывезет в Москве и облости следующие виды вторсырья: макулату...

ЗАО "ЭКОУРАЛ"
Утилизация и переработка отходов

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Tue, 16 Apr 2024 01:00:17
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения