|
О. Н. Толстокорова, заместитель начальника отдела ТКО Департамента городской среды Минстроя России
Журнал ТБО октябрь 2020 | Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления”» (далее – Законопроект) разработан и направлен на гармонизацию законодательства в области обращения с отходами, а также нормативно-правового регулирования грузоперевозок, в части, касающейся транспортирования отходов (далее – ТО).
Речь в Законопроекте идет о перевозке отходов всех классов опасности. Здесь также уточняется термин «транспортирование отходов», закрепленный в ст. 1 закона № 89-ФЗ. Так, согласно Законопроекту, под ТО понимается «перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям».
Как видно, это понятие было доработано с учетом особенностей транспортного законодательства, в него было внесено уточнение видов транспорта, осуществляющих перевозку отходов, что приведет к тождеству терминов «перевозка грузов» и «транспортирование отходов».
Вместе с тем в Законопроекте требуется уточнение, что деятельность по ТО «осуществляется вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах».
Данное положение содержится в действующей редакции закона № 89-ФЗ.
Законопроектом предлагается изложить ст. 16 закона № 89-ФЗ в новой редакции, предусмотрев в ней особенности ТО, в соответствии с которыми данная деятельность осуществляется при наличии:
паспорта отходов;
специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, – на транспортных средствах (далее – ТС), контейнерах, цистернах, используемых при ТО.
Разработка отличительных знаков и порядка их применения поручается федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Законопроект вводит маркировку ТС, перевозящего отходы, специальным отличительным знаком, соответствующим определенному классу опасности отходов в зависимости от степени НВОС, который устанавливается в соответствии со ст. 4.1 закона № 89-ФЗ и приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «06 утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
В случае если отходы обладают свойствами опасного груза и их классифицируют как опасный груз в соответствии с ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка (далее – ГОСТ 19433-88), то дополнительно на ТС наносится маркировка, относящаяся к опасным грузам и соответствующая требованиям ГОСТ 19433-88, а также правилам маркировки опасных грузов, действующим на конкретном виде транспорта, и (или) Типовым правилам ООН по перевозке опасных грузов (далее – Правила ООН).
Маркировка автомобильного транспорта осуществляется в соответствии с гл. 5 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (далее – ДОПОГ), других видов транспорта – в соответствии действующими нормативными актами, регламентирующими перевозку как в международном, так и во внутрироссийском сообщении.
Двойная маркировка будет представлять информацию о транспортной и экологической безопасности перевозимого груза, что повысит, в свою очередь, эффективность контрольно-надзорных мероприятий, проводимых Росприроднадзором и Ространснадзором.
При этом признается утратившим силу п. 2 ст. 16 закона № 89-ФЗ, согласно которому на Минтранс России возложено установление порядка ТО I–IV классов опасности, предусматривающего дифференцированные требования в зависимости от вида и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, обеспечению экологической и пожарной безопасности.
На наш взгляд, разработка и утверждение указанного порядка являются избыточными, поскольку в соответствии с международным и российским транспортным законодательством отходы с момента принятия их к перевозке определенным видом транспорта являются грузом, который перевозится в соответствии с утвержденными правилами перевозок грузов.
В настоящее время на всех видах транспорта уже сформирована нормативная правовая база, включающая в себя акты международного и российского законодательства, устанавливающая требования к перевозке грузов, в том числе отходов, а также требования к таре, в которой перевозится груз, к ТС, контейнерам, цистернам.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Грузоотправители (производители, отправители) определяют вид груза, его массу, класс опасности, отвечают за его упаковку и маркировку, а также за предоставление соответствующих документов перевозчику.
В соответствии с ГОСТ 19433-88 на транспортную тару и ТС с опасными грузами наносят знаки опасности, соответствующие классу и подклассу, к которому отнесен данный груз. Если груз обладает несколькими классами опасности, то упаковку и ТС маркируют всеми соответствующими знаками.
К неочищенным порожним ТС применяют те же требования, что и к груженым. Знаки опасности, которые не соответствуют перевозимым опасным грузам или их остаткам, должны быть сняты или прикрыты.
На автомобильном транспорте условия перевозки определены положениями Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 и включающих в себя требования к перевозке отдельных видов грузов, к ТС, документации и т. д.
В частности, опасные грузы перевозятся в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В ДОПОГ. Наличие документации на ТС определено гл. 8.1.2 ДОПОГ, включая письменные инструкции на случай чрезвычайной ситуации. Требования к изготовлению и испытаниям средств удержания груза (тара, упаковка, контейнер, цистерна и т. д.) установлены ч. 6 ДОПОГ.
При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель маркирует каждое грузовое место маркировочными надписями, а также манипуляционными знаками, наносимыми на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке, и определяет способы обращения с грузовым местом при погрузке и выгрузке, перевозке и хранении груза.
В соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.112007 № 259-ФЗ, при перевозке груза «грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо указать в транспортной накладной регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о таких документах) содержатся в государственных информационных системах».
На морском и внутреннем водном транспорте, согласно приказу Минтранса России от 21.04.2003 № ВР-1/п «Об утверждении Правил безопасности морской перевозки грузов», груз должен соответствовать требованиям условий морской транспортировки и стандартам в части:
исправности тары и упаковки;
наличия и исправности пломб, замков, контрольных лент;
отсутствия течи жидких грузов в таре;
соответствия тары нормативным документам;
наличия на таре ясно видимой маркировки, в том числе предупредительных надписей;
отсутствия подмочки грузов, боящихся таковой;
отсутствия запахов или других признаков, свидетельствующих о порче груза.
Кроме того, должны быть учтены возможности:
смещения груза под воздействием качки;
возникновения опасности его возгорания, взрыва, неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение);
потери качества или порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и различных видов бактерий;
выделения влаги, пыли, тепла и различных запахов, – а также необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов перевозки.
На железнодорожном транспорте, согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденному Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ, грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с техническими условиями, установленными обязательными требованиями (в том числе к таре и упаковке), а также иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную и экологическую безопасность.
При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Кроме того, на железнодорожном транспорте для всех грузов разработаны аварийные карточки, предусматривающие меры и средства индивидуальной защиты, необходимые действия в случае пожара, а также разлива, россыпи или утечки опасного груза в процессе перевозки, меры его нейтрализации и первой помощи.
В соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 05.04.1996 № 15) (далее – Правила перевозок), «к опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц».
Отнесение опасных грузов к определенному классу, категории, степени опасности и группе совместимости осуществляется грузоотправителем в соответствии с Приложением 1 к Правилам перевозок и на основе международных принципов классификации, установленных Правилами ООН. Как можно догадаться, Правила перевозок распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств-участников Содружества.
На воздушном транспорте перевозка грузов осуществляется в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, Правилами перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от 05.09.2008 № 141 (далее – Правила № 141), требованиями Приложения 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, а также Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, утвержденными Советом ИКАО (Doc 9284 АN/905) (далее – Технические инструкции).
Правилами № 141 предусмотрено, что в грузовой накладной должна содержаться информация о декларации грузоотправителя на опасный груз, свидетельствующая о том, что представленный для перевозки воздушными судами опасный груз в полной мере и точно определен согласно отгрузочным наименованиям, классифицирован, упакован, маркирован, снабжен знаками опасности и находится в состоянии, готовом для перевозки воздушными судами с соблюдением Правил № 141 и Технических инструкций.
С учетом изложенного утверждение дополнительного порядка ТО, устанавливающего общие требования к реализации целей законодательства в области перевозки опасных грузов, а также обращения с отходами, нецелесообразно в связи с различным предметом их нормативно-правового регулирования.
Более того, это приведет к избыточному нормативно-правовому регулированию в данной сфере, к дублированию отдельных требований, создаст коллизии норм российского и международного законодательства, затруднит работу системы контроля за перевозкой отходов.
В связи с чем Законопроектом данная норма исключается.
Источник: solidwaste.ru |
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала
|