В индустрии все чаще рассуждают о так называемом sustainable design — экоответственном дизайне. Одна из ключевых тем в этом разговоре — проблема использования пластика. Разбираемся, как ее решают известные дизайнеры, галеристы и музейные кураторы.
Главный герой
Пластик — вполне мирный материал, изобретенный в конце XIX века. Он очень быстро стал незаменимым во многих областях промышленности — от оборонной до медицинской. В середине XX века пластик полюбили дизайнеры. Яркий и легкий в обработке, он позволял создавать новые невообразимые ранее формы и реализовывать самые смелые фантазии. Потрясающие качества, в числе которых легкость и водонепроницаемость, сделали его самым главным упаковочным материалом. Но мы и глазом не успели моргнуть, как из большого блага он превратился в угрожающего планете монстра.
Только цифры
Весь пластик, который не утилизирован должным образом, очень токсичен. Россана Орланди, владелица известной миланский галереи дизайна Spazio Rossana Orlandi и с недавних пор официальный борец с проблемой пластикового загрязнения, в своем письме к дизайнерам пишет: «С момента изобретения в мире было произведено более 8 млрд тонн пластика, из которых более 50% выброшено или сожжено. Эти цифры постоянно растут: каждый год производится более 322 млн тонн материала».
Табуреты М, дизайн Thing Thing, проект PlasticScene, Лондон, 2018
Устрашающие цифры публикует газета The Guardian: если выставить 480 млрд пластиковых бутылок, произведенных в мире только за 2016 год, в одну линию, то ее длина составит половину расстояния от Земли до Солнца. И наконец, согласно исследованию Ellen MacArthur Foundation (благотворительной организации, призванной вдохновить человечество на переосмысление, изменение дизайна и построение позитивного будущего в рамках экономики замкнутого цикла), каждый год в океан попадает 5–13 млн тонн пластмассы, а к 2050 году в нем будет содержаться больше пластика, чем рыбы.
Без вины виноватый
Правда глаза колет, виновник обнаружен, но этого недостаточно, чтобы избавить человечество от катастрофы. «Пластик сам по себе не виноват, проблема в том, как мы его используем, — считает Россана Орланди. — Именно мы — часть проблемы и должны найти способ ее решения. Нужно перестать думать о загрязнении пластиком как о проблеме будущего, а начать что-то делать уже сейчас». По ее мнению, пластик может стать ресурсом, полным возможностей. Мы должны осознать, какое влияние дизайн может оказать на решение обозначенной проблемы, и использовать для этого весь его потенциал.
Книжный стеллаж, дизайн Soft Baroque, проект PlasticScene, Лондон, 2018
При чем здесь дизайн
Недорогие пластиковые предметы дизайна часто недолговечны, что лишь стимулирует бездумное потребление. «Желание иметь новые вещи заменило нашу привязанность к ним», — отмечает Орланди. Дизайнеры, говорит она, должны разработать полимеры, которые легко и без вреда для природы растворялись бы либо вторично использовались.
Архитектор Лэнс Хоуси, говоря о вторичном использовании, поднимает в своих исследованиях еще один вопрос. Ответственный дизайн, по его мнению, зачастую слишком зациклен на самой идее «ответственности» и упускает такую важную вещь, как эстетика.
Действительно, многое из того, что рождается в рамках экоподхода, имеет довольно унылый вид. Это привело к тому, что в сознании людей «ответственный дизайн» и «хороший дизайн» стали двумя полярными понятиями. «Ужасная правда об устойчивом дизайне состоит в том, что большая его часть просто уродлива», — резюмирует архитектор. Специалисты сходятся в одном: одновременно экологичные, функциональные и красивые предметы — лучший способ изменить отношение потребителей и предотвратить катастрофу.
Выставка итогов конкурса Guiltless Plastic, организованного Spazio Rossana Orlandi, Милан, апрель 2019
Отличные новости
Призывы сторонников экодизайна не остаются без внимания. Ведущие международные мебельные и дизайнерские выставки в Милане, Стокгольме и Лондоне свидетельствуют о том, что в процесс включились крупные производители.
В Стокгольме в феврале компания NCP демонстрировала стул S-1500, сделанный студией Snøhetta из изношенных рыболовных снастей, которые раньше попадали на свалки Швеции. А во время миланской Salone del Mobile компания Emeco, прославившаяся тем, что вся ее продукция выпускается из вторично использованных материалов, демонстрировала новые стулья On & On дизайнерского дуэта Barber & Osgerby. Пластик, из которого они созданы, можно перерабатывать бесконечно. Производитель также отчитался о продолжении своего сотрудничества с Coca-Cola — каждый пластиковый барный стул из линии 111 Navy сделан из 150 бутылок кока-колы.
Крупные культурные институции, такие как Музей Виктории и Альберта в Лондоне, по-своему поддерживают инициативу борьбы с пластиком. Во время London Design Festival 2018 во дворе музея был установлен фонтан с питьевой водой. Проект Майкла Анастасcиадиса A Fountain For London призвал вернуть этот объект в городскую среду и отказаться от использования одноразовых пластиковых бутылок.
Фонтан для питьевой воды, проект A Fountain for London, дизайн Майкла Анастассиадиса.
Музей La Triennale di Milano с марта по сентябрь этого года проводит выставку Broken Nature: Design Takes on Human Survival, в рамках которой Lego представила детали конструктора из экополиэтилена. Он изготовлен с использованием этанола, а тот, в свою очередь, получен из сахарного тростника. К 2030-му компания планирует полностью перейти на производство изделий и упаковки из биологически разлагаемых материалов.
На London Design Fair в сентябре прошлого года пластик почетно был назван главным материалом выставки. В экспозицию Plastic. Beyond the Chipper вошли предметы, сделанные из переработанного пластика. Выставка преследовала цель доказать, что вещи из этого материала могут быть по-настоящему красивыми. Здесь, в частности, демонстрировались вазы и табуреты Шарлотты Киджер из спрессованной полиуретановой пыли и круглый стеллаж с деревянными полками и прозрачным пластиковым корпусом Дирка ван дер Коя.
Не отстают от общего тренда и галереи коллекционного дизайна, среди которых уже упомянутая Spazio Rossana Orlandi с только что закрывшейся в Милане выставкой Plastic Master’s Pieces. На ней показывали произведения искусства и дизайна, изготовленные из переработанного пластика.
Чтобы экоответственный дизайн не превратился в очередной модный тренд, который в скором времени уступит место какому-то другому течению, нам как потребителям необходимо учиться воспринимать мир по-новому, менять свои потребительские привычки и отношение к материалам. Хотя тот же Лэнс Хоуси считает, что экоответственность — это не тенденция, а категория, относящаяся к вопросам этики, и она никогда не выйдет из моды. Как правильно сказал на заседании Генассамблеи ООН сенегальский эколог Баба Диум, «в конце концов мы будем сохранять только то, что любим, мы будем любить только то, что понимаем, и мы поймем только то, чему нас учат».
Пластик НН Наша компания специализируется на вторичной переработке полимеров.
Закупаем на постоянной основе полиамид, нейлон, армамид, технамид, гроднамид (кроме капролона и плёнки) любых марок, в любом виде, в...
Группа компаний "ТехПолимер" Производство и монтаж геосинтетических материалов: геомембран (HDPE, LDPE), георешеток, динажных систем.
МАГИРУС-НН Доставка щебня вторичного (из переработанных бетонных, кирпичных отходов).
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.