В 1996 г. в России был принят Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию», в котором утверждены
решения о сведении к минимуму негативного воздействия отходов на окружающую среду и повышение эффективности использования ресурсов.
В целях реализации этой стратегии необходимо создать эффективно действующие системы (управления отходами), которые охватывают не
только организацию обращения с отходами, но и мероприятия по предотвращению их образования на основе
нормативных правовых, организационных, институциональных, экономических, образовательно-информационных и других регуляторов, находящих свое отражение в схемах санитарной очистки территорий.
Традиционно схема санитарной очистки территории разрабатывается для каждого отдельного крупного населенного пункта (города).
Однако в целях реализации комплексного подхода к системе обращения с отходами следует отдать предпочтение региональным схемам по следующим причинам:
необходимости полного охвата
всех населенных пунктов планово-регулярной очисткой;
возможности реализации комплексного подхода к санитарной очистке всего региона (сбор, транспортирование, переработка, захоронение);
возможности оптимального размещения мусороперерабатывающих предприятий с учетом
маршрутов движения спецавтотранспорта;
необходимости создания не только системы обращения с отходами, но и мощностей по переработке вторичных материальных и энергетических ресурсов на уровне региона;
возможности принятия региональных законодательных актов,
позволяющих решать актуальные проблемы в области обращения с отходами, в частности снижения количества образующихся ТБО;
необходимости реализации региональных и федеральных це-
левых программ в области обращения с отходами.
Приоритетные мероприятия при разработке региональных схем направлены на уменьшение общего количества отходов, снижение их токсичности (и иных вредных свойств),
увеличение доли отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. Сокращение образования отходов в первую очередь достигается путем усовершенствования технологий и переориентации производителей и потребителе
на действия, приводящие к образованию меньшего количества отходов (более четкое планирование ресурсов, повышение качества и срока эксплуатации продукции, использование предметов многоразового пользования, отказ от излишней упаковки и др.). К сожалению, полностью решить проблему сокращения образования отходов на региональном
уровне не представляется возможным, поскольку здесь требуется согласованная и целенаправленная политика федеральной власти.
Предлагаемые в схеме (санитарной очистки) способы сбора и транспортирования отходов также должны учитывать возможность сокращения их полигонного захоронения.
Для этого требуется внедрять раздельный сбор отходов и использовать различные варианты сортировки. То
есть при выборе технологии обращения с отходами следует ориентироваться на возможность получения вторичного сырья и производства из него товарной продукции. А те отходы, которые не подлежат повторному использованию или переработке, мо-
гут быть использованы в качестве вторичных энергетических ресурсов (посредством термической переработки или получения биогаза).
Отдельного рассмотрения требует категория упаковочных отходов: короткий цикл потребительского
использования упаковки и ее разнообразие усложняют сбор упаковочных отходов и их утилизацию, а также существенно замедляют процесс биоразложения отходов на полигонах. Именно бурное развитие упаковочной отрасли в последние десятилетия привело к тому, что объем твердых бытовых отходов на душу населения существенно увеличился
и продолжает расти. Упаковочные отходы представляют собой ценные вторичные ресурсы (бумага, картон, стекло, пластмассы и др.), которые после сортировки и последующей
переработки могут быть снова вовлечены в хозяйственный оборот.
В России в отличие от стран ЕС до сих пор нет целостной системы организации сбора и утилизации упаковочных отходов, что является одной из основных причин общих ресурсопотерь. Проблема сложившейся ситуации заключается в отсутствии экономических рычагов, заставляющих производителей и
потребителей упаковки платить за утилизационный сбор, обеспечивающий финансирование переработки
упаковочных отходов.
Переработка бытовых отходов позволяет не только сохранить природные ресурсы, сократить площади, отчуждаемые для строительства полигонов для захоронения отходов, и
улучшать экологическую обстановку в целом, но и получить значительный экономический эффект посредством
создания дополнительных рабочих мест, реализации потребителям продукции, изготовленной из вторичного сырья, что, в свою очередь, способствует привлечению инвестиций в экономику региона.
Важно отметить, что захоронение на полигонах – необходимый и неизбежный элемент в системе управления отходами. Даже при условии максимального перехода к малоотходным технологиям захоронение на полигонах сохранится для отходов,
не поддающихся вторичной переработке, несгораемых или сгорающих с выделением токсичных веществ.
Однако это не противоречит экологическим требованиям: современные полигоны представляют собой инженерные сооружения, оборудованные системами, препятствующими загрязнению атмосферного воздуха,
почвы, поверхностных и грунтовых вод, распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Для иллюстрации основных принципов разработки региональной
схемы рассмотрим генеральную схему санитарной очистки территории Республики Дагестан, разработанную в 2012 г. специалистами ОАО «МосводоканалНИИпроект» по заказу Министерства природных ресурсов Республики Дагестан.
Объектами санитарной очистки выступают: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных
предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места отдыха и др. Ввиду повышенного
эпидемического риска и опасности для здоровья населения к объектам санитарной очистки также следует относить: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические и туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты.
Фото 1. Мусоросжигательный завод
Разработка генеральной схемы санитарной очистки осуществляется поэтапно. На первом этапе уточняется морфологический состав бытовых отходов, проводится
анализ сложившейся в регионе системы управления отходами, определяются ее достоинства и недостатки, выявляются источники финансирования, правовая основа
функционирования системы. Для этого необходимы следующие исходные данные:
численность и плотность населения;
уровень благоустройства жилого фонда (наличие канализации, централизованного отопления и
теплоснабжения, этажность и наличие мусоропровода);
климатические характеристики и природные условия региона;
общее состояние окружающей среды;
архитектурно-планировочная композиция;
состояние и перспектива развития жилой застройки;
экономические и финансовые возможности региона.
В процессе разработки схемы (в дополнение к исходным данным по существующему состоянию санитарной очистки и уборки) проводятся работы по обследованию сооружений системы санитарной очистки и уборки.
Результаты комплексного обследования объектов санитарной очистки территории Республики Дагестан показали, что сложившаяся ситуация в сфере обращения с бытовыми отходами представляет реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому
и экологическому состоянию региона.
В республике не налажена система контроля и учета отходов производства и потребления, отсутствуют производства по переработке и обезвреживанию отходов, что служит причиной того, что отходы различных классов опасности вывозятся на несанкционированные свалки, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах вблизи населенных пунктов. Эти объекты не соответствуют требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов: отсутствуют санитарно-защитные зоны и ограждения, не проводится учет поступающих отходов, отсутствует контроль их воздействия на окружающую среду.
Кроме того, значительное количество несанкционированных свалок расположено вдоль автомобильных и железных дорог, в курортных зонах, вокруг дачных и садовых товариеств; контроль над этими свалками практически не проводится, не разработаны принципы и условия, препятствующие их образованию.
Среди других экологических проблем республики следует назвать загрязнение Каспийского моря, в том числе в результате сверхнормативных сбросов загрязненных сточных
вод. Для Республики Дагестан, как и для большинства субъектов РФ, характерно неудовлетворительное состояние водопроводных и канализационных сетей. Очистные канализационные сооружения крупных городов требуют расширения и реконструкции.
Второй этап разработки схемы санитарной очистки посвящен техническим аспектам создания системы
управления отходами, а именно анализу и сравнению технологий сбора, транспортирования и переработки отходов по экономическим и экологическим критериям, итог которых –
выбор технологий, наиболее подходящих для конкретного региона.
Кроме того, проводится выбор мест расположения объектов санитарной очистки и составление маршрутов
движения транспорта.
Для определения ориентировочного расположения объектов переработки отходов проводится зонирование территории региона по принципу отне сения не скольких
муниципальных образований или групп поселений к одному отходопер ераб атыв ающему комплекс у (межмуниципальное зонирование), основанное на существующих социально-экономических зонах, природно-климатических особенностях данного региона, рациональных плечах вывоза отходов.
В состав каждого зонального центра должны входить:
участок переработки отходов
(мусоросортировочный комплекс, участок компостирования,
мусоросжигательный завод);
участок захоронения неутилизируемой части ТБО (современный полигон);
участок термического обезвреживания опасных медицинских
и биологических отходов.
Одному из зональных центров присваивается статус регионального экологического отходоперерабатывающего комплекса «технопарк».
Кроме уже обозначенных участков для зональных центров здесь создается производственная база, обеспечивающая переработку вторичных материальных ресурсов, образующихся на территории региона.
Выбор технологии переработки ТБО основывается на следующих
критериях:
экологической приемлемости, обеспечении снижения или пол-
ного отсутствия загрязнения окружающей среды;
надежности технологических и конструктивных решений;
экономической эффективности капитальных вложений.
Современные технологии переработки муниципальных отходов представлены следующими основными технологическими переделами:
сортировкой общего потока отходов на мусоросортировочных
станциях с извлечением вторичных материальных ресурсов (бумаги, картона, текстиля, черных и цветных металлов, стекла,
пластика);
компостированием органической части отходов с получением
готового продукта (компоста);
переработкой органической фракции методами гидросепарации с получением биогаза;
термической переработкой с выработкой электроэнергии и тепла;
захоронением неутилизируемой части отходов на полигоне ТБО.
Сценарии обращения с отходами охватывают возможные варианты использования отдельных технологических переделов и их комбинации. Расчет проводится с учетом увеличения прогнозируемого количества муниципальных отходов на
срок до 10 лет.
Фото 2. Мусоросортировочная станция
Фото 3. Участок компостирования органической
части отходов
На основе проведенных расчетов и анализа полученных результатов выбираются оптимальные варианты переработки бытовых отходов по каждой «зоне отходообразования». Выбор оптимального варианта основан на том, что система обращения с отходами должна соответствовать уровню благосостояния региона и не являться финансово обременительной для жителей. Платежи населения за удаление отходов, с одной стороны, не должны превышать 0,3–0,5 % от среднедушевого дохода согласно Методическим рекомендациям по формированию тарифов на слуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.
С другой стороны, выбор оптимального варианта не может быть осуществлен без оценки возврата капитальных вложений в строительство мусороперерабатывающих предприятий при различных тарифах с учетом привлекательности для возможных инвесторов.
В генеральной схеме санитарной очистки территории Республики Дагестан было рассмотрено три варианта систем обращения с ТБО:
1) оросортировочная станция (МСС) + полигон»,
2) «Мусоросортировочная станция (МСС) + компостирование + полигон»,
3) «Мусоросжигательный завод (МСЗ)».
Краткое описание этих вариантов представлено в таблице.
Строят мусоросортировочную станцию, обеспечивающую переработку всего потока отходов в целях
извлечения ресурсно-ценных фракций.
Строят новый санитарный полигон, где складируют «хвосты» от переработки ТБО. Готовый продукт
(вторсырье) отправляют потребителю.
После рекультивации полигона возможно получение биогаза с его последующей утилизацией (сжигание или
получение электроэнергии).
Мусоросортировочная станция +
+ компостирование +
+ полигон
Строят комплекс переработки отходов (мусоросортировочная станция, участок компостирования
органической части отходов), обеспечивающий переработку всего потока отходов в целях извлечения
ресурсно-ценных фракций.
Строят новый санитарный полигон, где складируют «хвосты» от переработки ТБО. Готовый продукт
(вторсырье, компост) отправляют потребителю.
Мусоросжигательный завод
Строят мусоросжигательный завод, обеспечивающий переработку всего потока отходов. В составе МСЗ
предусматривают участок по переработке золошлаковых отходов с получением готового продукта 4-го
класса опасности (с последующим применением
его в качестве перекрывающего слоя на существующих полигонах (свалках); возможно извлечение металла
из шлака). Готовый продукт (металл) отправляют потребителю.
При сжигании получают тепло, используемое для выработки электроэнергии.
На основе проведенных расчетов и оценок были выбраны тип и количество мусороперерабатывающих комплексов, отвечающих следующим требованиям: обеспечения необходимой производительности в зависимости от прогнозируемого количества ТБО, наличия возможности реализации вторсырья, самоокупаемость предприятия при допустимом
уровне тарифа для населения, наличия возможности привлечения частных инвесторов, создания
дополнительных рабочих мест, обеспечения экологически безопасного хранения, переработки и ликвидации отходов.
Таким образом, для решения проблемы переработки ТБО в Республике Дагестан потребуется восемь комплексов на основе мусоросортировочной станции и четыре комплекса с
участком компостирования.
По результатам предыдущего этапа разрабатывается примерная смета расходов. Расчет стоимости строительства предприятий выполняется по укрупненным показателям с использованием смет на типовые объекты или объекты-аналогы с учетом
затрат на привязку к местным условиям. Затраты на приобретение машин, механизмов, оборудования и
инвентаря принимаются по ценам соответствующих прейскурантов.
В рамках генеральной схемы очистки предусматриваются параметры по комплексной уборки городских покрытий в летнее и зимнее время:
- объемы, методы и технология работ,
- расчет необходимого количества технологических материалов, спецмашин и оборудования,
- выбор расположения сооружений по механизированной уборке (водозаправочные пункты, базы по приготовлению и хранению противогололедных материалов, места складирования снежно-ледяных образований и т. п).
Также рассматриваются мероприятия по организации вывоза загрязненного снега и возможности применения пунктов утилизации снега (снегоплавильные пункты и снегосвалки).
Для Республики Дагестан были предложены пункты утилизации снега только для городов, расположенных в центральной части республики. Это связано с тем, что большая часть республиканских городов расположена на побережье Каспийского моря. Эта территория характеризуется субтропическим полусухим климатом, что обеспечивает поступление значительного количества солнечного тепла. Соответственно проблема сбора снега с городских
территорий в данных городах не возникает в связи с интенсивным процессом сублимации снега.
При разработке генеральной схемы предлагаются мероприятия по рекультивации санкционированных
свалок, ликвидации несанкционированных свалок и восстановлению нарушенных земель. Этот раздел был
одним из приоритетных при разработке схемы санитарной очистки Республики Дагестан. В настоящее
время общая площадь объектов размещения отходов на территории республики превышает 330 га.
Отдельно рассматриваются вопросы, касающиеся очистных сооружений бытовых сточных и канализационных вод, однако в рамках схемы санитарной очистки территории они носят рекомендательный характер.
Более подробно прорабатываются варианты сбора и переработки жидких бытовых отходов, образующихся в неканализованном фонде.
На заключительном этапе разработки представляются интегральные капитальные затраты на реализацию
генеральной схемы санитарной очистки территории.
Как правило, схема санитарной очистки региона разрабатывается на срок до 5 лет, а прогноз может охватывать срок до 10–20 лет.
Подводя итоги, следует отметить, что существующая проблема ТБО может быть эффективно решена только на основе комбинации технологий и мероприятий, которые должны разрабатываться в комплексе, дополняя друг друга и учитывая местные особенности конкретного региона. Причем решение не сводится к выбору «правильной» технологии, а требует комплексного вмешательства во все аспекты проблемы (эко-
логические, социальные, экономические и организационные) и предусматривает наиболее полную оценку
затрат, выгод и рисков. Реализация разработанной схемы санитарной очистки возможна только при скоординированном взаимодействии предприятий, работающих в сфере
обращения с отходами, и активном участии местных властей и местного населения.
В. Е. Корецкий, д. т. н.,
С. С. Мальцева, ОАО «МосводоканалНИИпроект»
ИП Кожокарь Вывоз мусора, твердых бытовых отходов,строительного мусора, промышленных отходов
ООО Научно-информационный центр “ГЛОБУС” Информация о технологиях, оборудовании, материалах в области переработки отходов, очистки сточных вод и газовых выбросов, очистки питьевой и технологической воды.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.