Как читать знаки переработки и зачем это нужно 20.10.2025
Материал прочитан 183 раза и оценен
0
Каждый день в руки потребителей попадает множество товаров в упаковке — от тюбика с зубной пастой и банки кофе или бутылки растительного масла до упаковки с бытовой химией. Если присмотреться, можно заметить, что на большинстве из них, чаще на дне или оборотной стороне, нанесены небольшие пиктограммы.
Зачем они нужны, что означают и как их правильно «читать» — разбираемся в этой статье.
Как выглядят знаки переработки
Как правило, такие знаки состоят из цифр и буквенной латинской аббревиатуры, что указывает на материал, из которого сделана упаковка.
Символ переработки и общепринятое изображение — петля Мёбиуса — треугольник из трех стрелок, похожий на замкнутую ленту. Один конец перед с соединением с другим перекручен на 180 градусов, что делает петлю односторонней и напоминает знак бесконечности.
«Лента Мёбиуса и цифра внутри (или под ней) — это код материала изготовления. Его обязан ставить на упаковку производитель в соответствии с действующим законодательством. Он не является рекомендацией по утилизации, то есть если обертка от мороженого имеет маркировку 4, это означает, что она сделана из полиэтилена высокого давления», — пояснила Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор».
Назначение знаков переработки
Коды переработки — не просто часть дизайна. Это важные элементы, которые рассказывают о «жизни» упаковки после ее использования. В условиях растущего внимания к экологической ответственности умение читать маркировку на товарах становится элементом грамотности современного человека. Это первый шаг к осознанному потреблению и правильной сортировке отходов.
Знаки переработки используются для упрощения сортировки отходов. Потребители, ориентируясь на тот или иной знак, могут быстро определить материал и отправить его в нужный контейнер. Если же маркировка отсутствует, то такое сырье на переработку не принимают, а отправляют к несортируемому мусору.
Обозначение знаков переработки
Маркировку в виде петли Мёбиуса можно найти на дне тары или на заводской этикетке. Маркировка PAP 20, 21, 22 размещается на изделиях из гофрированного картона, (20) — на коробках от бытовой техники, мебели, продуктов питания, обуви. Гладкий картон обозначается числом 21, из него делают коробки для чая, круп, лекарств, книжные обложки, открытки. 22 PAP – это бумага, а именно газеты, журналы, офисная бумага, конверты, бумажные пакеты.
Следующий тип упаковки – металлическая. 40 (FE) – это консервные банки, цельнометаллические предметы, крышки от стеклянных банок, баллончики аэрозолей, банки для чая и кофе из черного металла (железа). Крышки, консервные банки и баллончики пригодны к переработке, но последние могут не везде принять. Переработке не подлежат газовые баллоны и емкости от опасных соединений.
Обозначение 41 (ALU) наносят на банки для напитков из алюминия и фольгу. Стеклянную упаковку – бутылки, банки – обозначают аббревиатурой GL: 70 GL — бесцветное стекло, 71 GL — зелёное, 72 GL — коричневое, 73 GL — тёмно-коричневое, а 74 GL — светло-коричневое.
Кодами 81, 82, 84, 90 помечают изделия из композиционных материалов. 81 — упаковка для кондитерских изделий и готовой еды из бумаги (картона) и пластика, крафтовые пакеты для орехов и чая. На упаковку из картона (бумаги), покрытого пленкой, содержащей алюминий, наносят код 82. Обозначение 84 С/PAP характерно для упаковки из-под сока, жвачки. Она, как правило, изготавливается из бумаги (картона), пластика, алюминия. Код 90 «говорит» о соединении в упаковке пластика и алюминия. Такой состав используется при изготовлении тюбиков для зубной пасты.
Знаки на пластике
Многочисленная категория знаков разработана для пластиков. Они классифицируются десятью кодами. Часто встречающаяся маркировка PET(E), или ПЭТ, означает, что упаковка сделана из полиэтилентерефталата. К ним относятся бутылки с выпуклой точкой на дне, в которых продаются вода, газировка, молоко, подсолнечное масло. Также из ПЭТа часто делают прозрачные флаконы для шампуней, одноразовые контейнеры для еды. «Бутылочный и не бутылочный ПЭТ — это разные материалы. Небутылочный ПЭТ не имеет точку на дне, не востребован у переработчиков. Я рекомендую не покупать продукцию в такой упаковке. Если точка на дне бутылки есть, то, скорее всего, ее переработают», — отмечает Гаркуша.
PP или ПП с цифрой 5 ставят на полипропиленовых крышках для бутылок, пластиковых вёдрах, стаканчиках для йогурта, упаковке из-под линз, что подтверждает возможность дальнейшей переработки.
06-PS — это полистирол вспененный или обычный. Из первого делают пенопласт, контейнеры для яиц, лотки для полуфабрикатов. Из обычного — стаканчики для йогурта, упаковку для компакт-дисков, одноразовую посуду. Оба вида полистирола поддаются переработке, однако рекомендуется как можно реже использовать такую упаковку. Технологии ее переработки существуют, но редко применяются.
02-PEHD (HDPE) — так обозначают полиэтилен высокой плотности, также известный как ПНД низкого давления. Из него производят канистры, крышки для бутылок, флаконы под косметику и бытовую химию, шампуни, гели для душа, моющие средства. Пластик с маркировкой «02» подлежит переработке и собирается на многих пунктах приёма вторсырья. Упаковка из ПНД может быть разной плотности, поэтому пленка и твердая тара перерабатываются отдельно друг от друга.
Знак 03-PVC или ПВХ (поливинилхлорид) встречается на блистерах, упаковках из-под таблеток, а также тортов и творога, термоусадочной плёнке, флаконах для косметики, игрушках. Такой материал редко принимают к переработке из-за токсичности и сложности разделения.
Упаковка с маркировкой 07-O (other — другое) не поддается дальнейшей переработке.
Знаки переработки — это необходимый инструмент. Умение «читать» маркировку превращает пассивного потребителя в осознанного участника процесса по вовлечению отходов во вторичный оборот.
Но важно помнить, что наличие треугольника из стрелок — это еще не пропуск на переработку. Символ указывает на тип материала, но конечное решение зависит от развитости инфраструктуры сбора и утилизации. Если производитель не наносит маркировку на упаковку, это является нарушением. Кроме того, шансы на ее переработку снижаются.
Сделать экологическое заявление в отношении своей продукции проще, чем в отношении упаковки. Это связано с тем, что параметры продукта зависят от действий самого производителя, находятся в зоне его ответственности: технологические процессы производства, понятный и неизменный состав, качество, возможность получить экологические сертификаты, подтверждающие честность заявления и т.п.
С упаковкой все значительно сложнее. По незнанию или оплошности можно выпустить в публичное поле некорректные сообщения, которые будут расцениваться потребителем как гринвошинг. И не только потребителем.
Некоторое время назад вопросами гринвошинга заинтересовалась ФАС и в сотрудничестве с экспертным сообществом выпустила специальные рекомендации, направленные на противодействие ему. Под гринвошингом ФАС подразумевает действия по распространению недостоверных или некорректных экологических заявлений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно экологических характеристик товара (в нашем случае – упаковки). Подобные действия могут быть расценены как недобросовестная конкуренция, и тогда нарушителю “прилетит” штраф.
В части упаковки экологические заявления могут относиться к содержанию вторичного сырья, возможности переработки, возобновляемости сырья, биоразлагаемости и т.п. ФАС обращает внимание, что при подготовке экологических заявлений важно учитывать весь жизненный цикл продукта, включая вопросы утилизации.
О содержании вторичного сырья, возобновляемости используемых ресурсов, включая энергию, эмиссии парниковых газов производитель может коммуницировать с потребителем достаточно уверенно, потому что это лежит в зоне его ответственности, особенно если имеются все подтверждающие документы. Самое тонкое место в коммуникациях про упаковку – это заявления о перерабатываемости. Чтобы понять специфику вопроса, обратимся к аспектам сбора и утилизации отходов в России.
Путь отхода упаковки от контейнерной площадки к своему последнему пристанищу лежит через мощности по сортировке отходов. Базовая система сбора в лучшем случае включает в себя двухпоточный сбор, когда перерабатываемые отходы предлагается складывать в один контейнер, а все остальное в другой. Но даже такой сбор внедрен далеко не во всех регионах страны.
Затем отходы везут в мусоровозах с подпрессовкой на специальные мощности для обработки, и там:
- извлекут ликвидные для переработки вторичные материальные ресурсы (ВМР);
- компостируемую фракцию отсеют и превратят в техногрунт;
- отходы, которые хорошо горят, но не востребованы для переработки, пойдут на изготовление мусорного топлива;
- ни на что ни годные “хвосты” поедут на полигон.
При этом не во всех регионах еще построены сортировочные мощности, и кое-где еще отходы отправляются сразу на полигон.
В итоге, на реальную возможность переработки отходов упаковки влияют:
- состав упаковки (пригоден ли этот материал для переработки с т.з. существования технологий);
- качество потенциального вторсырья после путешествия в мусоровозе (загрязнения, сохранение целостности для возможности извлечения из общего потока);
- технологии конкретной сортировки;
- востребованность у переработчиков соответствующего сырья и удаленность таких переработчиков от мест сортировки.
Так как страна большая, и система обращения с отходами развивается неравномерно, то ни для какой упаковки нет стопроцентной гарантии, что она будет переработана. Даже для наиболее распространенных стекла, картона и ПЭТ-бутылки.
ООО "Эксимпак-Оборудование" Компания "Эксимпак-Оборудование" - крупнейший российский поставщик высокопроизводительного оборудования для производства и переработки полимерных изделий и упаковки. Совместно с официальными партнерам...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.