ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 21923

ЖУРНАЛ ТБО (№7 2021)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Патентование
Сообщений: 282
Последнее сообщение: 22.07.2021 19:15


На новом этапе. Биоразлагаемые пакеты будут хоронить на полигоне ТКО
Сообщений: 2
Последнее сообщение: 22.07.2021 18:59


Оборудование ЭРГА для комплектации автоматических линий сортировки ТКО/ ТБО
Сообщений: 16
Последнее сообщение: 19.07.2021 18:42


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 5421066
Последнее сообщение: 16.07.2021 08:08


Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1133964
Последнее сообщение: 07.04.2021 16:29


Раздельный сбор отходов
Просмотров: 538123
Последнее сообщение: 31.03.2021 13:41


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

MeetingPoint/Kazan

Главная страница / Мнение эксперта

"Давайте не срывать выполнение задачи президента…"


Материал прочитан 282 раза и оценен
5
А. А. Умников, генеральный директор РОСЭКОПРО, член Экспертного совета по развитию промышленности и инновационных технологий переработки отходов производства и потребления комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

Транспортирование ТКО является одним из ключевых звеньев технологической цепочки обращения с отходами, любое нарушение работы которой может привести к мусорному коллапсу. К сожалению, за прошедшие 2,5 года реализации «мусорной реформы» положение перевозчиков (из которых порядка 92 % – это ИП и микропредприятия) не улучшилось, а значительно ухудшилось. Деятельность многих компаний по транспортированию ТКО является нерентабельной после введения института регоператоров, монополизировавших рынок, и острой нехватки мощностей по обработке (сортировке) ТКО.


Порядка 94 % ТКО являются невостребованными отбросами и хламом, захоронение которых на легальных полигонах требует значительных финансовых затрат, что является одной из причин неуклонного роста количества незаконных свалок. Курирующий вице-премьер Правительства Виктория Абрамченко недавно заявила, что по показателю переработки Россия находится на уровне Бразилии и Мексики [1]. За Россию обидно, но факт остается фактом.

Для создания экономически выгодных условий работы перевозчиков и уменьшения количества несанкционированных свалок необходимо изменить статус ТКО с «невостребованных отбросов» на «промышленное сырье», за доставку которого перевозчики будут получать дополнительную прибыль.

Необходимо признать, что усилия, предпринимаемые Правительством для раздельного сбора отходов (РСО) (возмездный прием пластиковой тары и поношенной одежды, повсеместная установка контейнеров для раздельного сбора ТКО, заваривание мусоропроводов в подъездах многоквартирных домов и т. д.), в краткосрочной перспективе не решат задачи по достижению целевых показателей сортировки ТКО, установленных федеральным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология» (50,2 % к 2024 г.) и указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (100 % к 2030 г.). Не вызывает сомнений, что достижение таких показателей возможно только через создание промышленных мощностей по обработке (сортировке) ТКО, интегрированных в федеральную схему обращения с ТКО.

Однако существуют факторы, вызывающие обоснованное беспокойство за достижение целевого показателя федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и выполнение задачи Президента по сортировке ТКО, которые полностью соответствуют экономическим интересам перевозчиков отходов. Анализ паспортов национального проекта «Экология», один из которых размещен на сайте Правительства Российской Федерации, а другой на сайте Минприроды России, выявил тенденцию к уменьшению доли бюджетного финансирования и увеличению доли внебюджетного финансирования федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

Так, в варианте паспорта на сайте Правительства общая сумма финансирования запланирована в размере 296 млрд руб., из них бюджетных средств – 114 млрд, внебюджетных – 182 млрд. В варианте паспорта, размещенного на сайте Минприроды, общая сумма финансирования запланирована в размере 435 млрд рублей, из них бюджетных средств – 92 млрд, внебюджетных – 343 млрд.

Таким образом, при общем увеличении запланированной суммы финансирования в 1,5 раза доля бюджетного финансирования уменьшилась на 17 %. При этом независимые эксперты CMS Russia отмечают, что «основным источником финансирования проектов создания инфраструктуры по обработке и утилизации ТКО по-прежнему остается федеральный бюджет. Однако и в нем не предусмотрено полное финансирование, а, наоборот, предлагается активнее привлекать инвесторов с постепенным снижением доли участия государства» [2].

Подтверждением экспертных выводов об остроте вопроса привлечения частных инвестиций являются и новые механизмы государственной поддержки инвестиционных проектов по обращению с отходами, которые планируется утвердить в ближайшее время. Проект постановления Правительства представлен на общественную экспертизу; как следует из пояснительной записки к документу, рынку будут предложены как возвратные, так и невозвратные меры поддержки. К первым относится предоставление займов на 10 лет под 3 % годовых, что является льготными условиями, и выкуп облигаций инвесторов также на 10 лет. Невозвратные меры поддержки направлены на сокращение стоимости привлекаемого финансирования от банков в виде субсидирования банку ключевой ставки – это субсидирование 25 % стоимости лизинга оборудования или же компенсация ставки льготных субсидированных кредитов. Как заявил руководитель ППК РЭО Денис Буцаев, «все эти механизмы в совокупности направлены на выполнение показателей федерального проекта комплексной системы обращения с отходами. Важно, что эти меры напрямую влияют на формирование тарифа на вывоз мусора для населения. Чем больше государственная поддержка, тем меньше рост тарифа для наших граждан» [3].

При всем уважении к Денису заявление о том, что «чем больше государственная поддержка, тем меньше рост тарифа для наших граждан», правомерно только частично, так как чем больше средств из федерального бюджета направляется на формирование комплексной системы обращения с ТКО, тем меньше расходуется на социально значимые статьи расходов (медицина, образование, социальная поддержка и т.д.). По мнению экспертов, именно по этой причине Правительство и заложило в обеспечение реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» порядка 80 % внебюджетных средств, а их, мягко говоря, очень и очень недостаточно.

Еще одним настораживающим фактором стала статья «Нацпроект без экологии: почему мусорная тема зашла в бюрократический тупик» [4], опубликованная 23 мая в издании «Новые Известия». В статье в том числе говорится о третьем (?!) варианте паспорта национального проекта «Экология», в котором из 424,55 млрд руб., запланированных на реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», на введение в промышленную эксплуатацию всех вместе взятых мощностей по обработке (сортировке) и утилизации (переработке) ТКО выделено всего 4,88 млрд руб., или 1,15 %.

Естественно, что ситуация с рисками срыва достижения целевых показателей сортировки ТКО и выполнения задачи Президента России как гарантии получения в краткосрочной перспективе дополнительного дохода за транспортирование отходов на мусоросортировочные предприятия не может устраивать перевозчиков. В связи с этим с целью создания «подушки безопасности» и минимизации рисков недофинансирования федерального проекта предлагается в качестве вспомогательного инструмента ввода в промышленную эксплуатацию мощностей по сортировке и переработке ТКО сформировать внебюджетный источник финансирования за счет использования внутренних ресурсов участников рынка.

Для формирования источника внебюджетных средств и начала инвестирования в объекты сортировки и переработки ТКО уже в I полугодии 2022 г. предлагается реализовать инициативу не через внесение поправок в закон № 89-ФЗ, а через принятие постановления Правительства Российской Федерации, основные новеллы которого приведены ниже:

  • вводится понятие «профессионального объединения операторов по транспортированию ТКО» – некоммерческого партнерства, основанного на членстве перевозчиков ТКО (за исключением регоператоров), целями деятельности которого являются:
    -представление интересов перевозчиков ТКО в отношениях с органами государственной власти;
    -содействие Росприроднадзору, органам местного самоуправления и регоператорам в обеспечении транспортирования ТКО в соответствии с терсхемами по обращению с отходами;
    -предотвращение причинения вреда (ущерба) здоровью человека и (или) окружающей среде;
    -финансовое обеспечение ликвидации причиненного вреда (ущерба);
  • Минприроды России присваивает некоммерческой организации, соответствующей установленным требованиям, статус «Национальной ассоциации профессиональных объединений операторов по транспортированию ТКО»;
  • с даты вступления в члены Национальной ассоциации некоммерческие партнерства, основанные на членстве 30 и более перевозчиков ТКО, получают статус профессиональных объединений операторов по транспортированию ТКО;
  • размер вступительного взноса перевозчиков ТКО в профобъединение ограничен 10 МРОТ, размер ежемесячного членского взноса – не выше 0,5 МРОТ;
  • требованиями к перевозчикам ТКО для вступления в члены профобъединения являются:
    -наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I–IV классов опасности;
    -внесение взноса в компенсационный фонд профобъединения;
  • размер взноса в компенсационный фонд устанавливается в размере 10 % от цены договора на транспортирование ТКО, заключенного перевозчиком с регоператором;
  • Национальная ассоциация выбирает кредитную организацию, с которой заключает договор банковского счета (уполномоченный банк);
  • компенсационные фонды принадлежат профобъединениям на правах собственности и размещаются на расчетных счетах в уполномоченном банке;
  • в целях формирования внебюджетного источника финансирования (рис. 1) средства компенсационных фондов передаются в доверительное управление Национальной ассоциации и размещаются на специальном счете ассоциации в уполномоченном банке;
  • средства компенсационных фондов профобъединений, аккумулированные на специальном счете Национальной ассоциации, являются внебюджетным источником финансирования объектов в сфере обращения с ТКО объемом порядка 20,5 млрд руб. (рис. 2);
  • порядок расходования средств внебюджетного финансирования устанавливается коллегиальным исполнительным органом управления Национальной ассоциации с учетом следующих требований:
    -на инвестирование объектов в сфере обращения с ТКО должно идти не менее 80 % от объема средств;
    -на обеспечение возмещения вреда (ущерба), причиненного членами профобъединений при транспортировании ТКО, – не более 15 %;
    -на обеспечение функционирования Национальной ассоциации – не более 5 %;
  • внебюджетные средства «окрашены» и инвестируются в строительство объектов обработки и утилизации ТКО (рис. 3) исключительно через соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП), заключенные Национальной ассоциацией с Минприроды России (ППК РЭО);
  • обязательным элементом соглашений о ГЧП является обязанность Национальной ассоциации по передаче завершенных объектов обработки и утилизации ТКО в лизинг с дальнейшим правом выкупа регоператорам, в зоне ответственности которых размещены такие объекты.


    Рис. 1. Формирование внебюджетного источника финансирования



    Рис. 2. Расчетный объем средств внебюджетного источника финансирования



    Рис. 3. Формирование федеральной инфраструктуры обращения с ТКО


    При условии инвестирования средств в объекты сортировки ТКО, на которых будет использовано отечественное оборудование, существует реальная возможность достичь целевого показателя по сортировке ТКО в объеме 50,2 % в более сжатые сроки. Мы провели переговоры и консультации с российскими производителями и разработчиками оборудования, такими как «Экомашгрупп» (Тверь), Мценский завод коммунального машиностроения (Орловская обл.), «Интерпром» (Челябинск), «Ржевмаш» (Ржев) и другими – все выразили полную поддержку предложения и готовность при наличии долгосрочных контрактов снизить отпускную цену и уменьшить сроки поставки и наладки оборудования.

    Также немаловажным является то, что в соответствии с проектом постановления Правительства с даты поступления средств компенсационного фонда профобъединения на специальный счет Национальной ассоциации выплату по каждому требованию о возмещении вреда (ущерба), причиненного членами профобъединения при транспортировании ТКО, осуществляет Национальная ассоциация в объеме 100 % суммы, указанной в требовании о возмещении такого вреда (ущерба), а доход, полученный от инвестирования средств внебюджетного источника финансирования, направляется на покрытие в полном объеме расходов перевозчиков по внесению взносов в компенсационные фонды, а также авансовых и выкупных платежей при получении в лизинг новых транспортных средств, используемых для перевозки ТКО.

    За счет установления обязанности по передаче объектов обработки и утилизации ТКО регоператорам в лизинг с правом дальнейшего выкупа, минимизации расходов на членство в профобъединениях, выплат Национальной ассоциацией 100 % сумм по требованиям о возмещении причиненного вреда (ущерба) и направления дохода от инвестирования на покрытие 100 % расходов перевозчиков на взносы в компенсационные фонды, а также авансовых и выкупных платежей по договорам лизинга транспортных средств, используемых для перевозки ТКО, обеспечивается недопущение роста единого тарифа регоператоров и стоимости услуг по транспортированию ТКО (рис. 4).


    Рис. 4. Ожидаемые результаты реализации предложения


    Формирование Национальной ассоциацией внебюджетного источника финансирования и строительство за счет таких средств комплексов сортировки ТКО с дальнейшей передачей их в лизинг регоператорам позволит последним обеспечивать сортировку ТКО в значительно больших объемах, извлекать значительно больше ВМР и получать значительно больший доход от их продажи переработчикам. В указанных целях регоператоры с 1 июня 2022 г. получают право заключать и исполнять договоры на транспортирование ТКО только с членами профессиональных объединений.

    Минприроды и ППК РЭО готовят программу субсидирования лизинга оборудования и техники для обращения с ТКО общим объемом от 6 млрд до 10 млрд руб. до 2024 г., так что реализация формирования внебюджетного источника финансирования, кроме создания мощностей по сортировке ТКО, и гармонично впишется в программу субсидирования лизинга, и значительно облегчит ее реализацию. Мы направили предложение в Минприроды России и ППК РЭО, к сожалению, ответов не поступило, несмотря на то что объем средств внебюджетного источника финансирования соизмерим с объемом средств формируемого Фонда РОП, но, видимо, во внебюджетных деньгах «ответственные за экологию» не нуждаются. Ну что же, дойдем до Путина…

    Литература 1. Абрамченко сравнила Россию с Мексикой по уровню переработки отходов. – URL: https://www.rbc.ru/society/10/05/2021/6098e41e9a7947c0211ce845 (дата обращения: 10.05.2021).
    2. «Мусорная реформа» в России: вопросы финансирования. – URL:
    https://zakon.ru/blog/2020/11/26/musornaya_reforma_v_rossii_voprosy_finansirovaniya (дата обращения: 26.11.2020).
    3. Какие новые меры поддержки получит отрасль обращения с ТКО. – URL: https://reo.ru/tpost/1u8nivf151-kakie-novie-meri-podderzhki-poluchit-otr (дата обращения: 25.06.2021).
    4. Нацпроект без экологии: почему мусорная тема зашла в бюрократический тупик. – URL: https://newizv.ru/news/economy/23-05-2021/natsproekt-bez-ekologii-pochemu-musornaya-tema-zashla-v-byurokraticheskiy-tupik (дата обращения: 25.06.2021).

  •  
    Эксперт TOMRA Recycling о перспективах полной переработки упаковки в России




    Выставка ЭКВАТЕК

    Выставка ВЭЙСТЭК


    КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

    Выставка ЭКВАТЭК

    Выставка УТИЛИЗАЦИЯ
    ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

    КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
    АНОВО
    Переработка (утилизация) изношенных шин. Производство резиновой крошки, плитки, брусчатки, бордюров из резиновой крошки. Подготовка оснований для дальнейшей укладки резино-каучуковых покрытий...

    ООО РегионСнабСервис
    Производственно - торговое предприятие

    ООО "ИТОС-Компаунд"
    Сбор ПЭТ бутылки, переработка ПЭТ бутылки в хлопья. Разработка композициооных материалов на основе бутылочного ПЭТ, для электротехники, автомобилестроения и машиностроения.

    ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    СДЕЛАЙ САМ
    МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

    © 2007-2021 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
    Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
    Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Sat, 24 Jul 2021 03:20:04
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения