Численность населения Астраханской области, по данным на 1 января 2005 г., составляла 998,2 тыс. человек. Занимая 0,26% территории Российской Федерации, область концентрирует около 0,7% её населения. В состав региона входят 6 городов, из них 3 — областного подчинения (Астрахань, Ахтубинск,3наменск), 152 сельских поселения и 429 населённых пунктов.
Территория области — 44,1 тыс. км2, водные объекты занимают 695,5 тыс. га. Плотность населения составляет 23 чел./ км2, в сравнении с общероссийским показателем 8,4 чел./ км2. В городской местности проживает 67%, в сельской местности — 33% населения области.
Область находится в составе Южного федерального округа, охватывающего юго-восток европейской части России.
Астраханская область является приграничной: на востоке она граничит с Республикой Казахстан, на севере — с Волгоградской областью, на западе — с Республикой Калмыкия.
Протяжённость области с северо-запада на юго-восток в продольном направлении составляет 390 км, в поперечном направлении — от 35 км (в районе Цаган-Амана) до 180 км (в районе дельты реки Волги).
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
Загрязнение атмосферного воздуха на урбанизированных территориях и в прилежащих ландшафтах происходит за счёт выбросов предприятий и автотранспорта. В пределах Астраханской области выделяются зоны, в которых обнаружены признаки напряжённой или острой экологической ситуации. В первую очередь, это промышленные центры (Астраханский газоконденсатный завод) и сформировавшиеся вокруг городов ареалы загрязнения окружающей среды, а также районы разработок месторождений полезных ископаемых. В этих зонах накопились наиболее сложные комплексы экологических проблем, требующих своего разрешения в ближайшее время.
Кризисная экологическая обстановка отмечена на территории, непосредственно примыкающей к промзоне Астраханского газоконденсатного завода, выбросы которого содержат вредные соединения (сероводород, диоксид серы, углекислый газ, диоксид азота и др.) и оказывают негативное влияние на окружающую природную среду.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗДУХООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
К планируемым мероприятиям относятся:
· реконструкция Астраханской ГРЭС с сооружением на её территории парогазовой электростанции;
· реконструкция и строительство новых систем очистки отходящих газов на предприятиях ТЭК, судостроения и машиностроения;
· разработка и внедрение энергоресурсосберегающих технологий на промышленных предприятиях;
· реализация мероприятий программы «Защита озонового слоя атмосферы планеты» на предприятии ОАО «АКМА»;
· строительство объездных дорог вокруг Астрахани, которое позволит снизить нагрузку автотранспортного загрязнения на улицах города.
Озеленение г. Астрахани, увеличение площади зелёных насаждений в городах и посёлках Астраханской области, в са-нитарнозащитных зонах предприятий, безусловно, увеличат уровень экологической комфортности проживания для населения.
В перспективе оздоровлению воздушного бассейна будет способствовать использование нетрадиционных источников получения энергии (ветровой, солнечной), перевод автотранспорта на газовое топливо, применение катализаторов для более полного сгорания топлива в двигателях автомобилей.
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Загрязнение и захламление территории области твёрдыми отходами производства и потребления (ТОПП), неудовлетворительное обращение с отходами на существующих полигонах ТОПП, несанкционированное размещение ТОПП на землях, представляющих хозяйственную или рекреационную ценность (стихийные свалки) — вот наиболее острый перечень проблем в области управления отходами на территории Астраханской области.
Тенденции в динамике образования токсичных отходов в Астраханской области радикально отличаются от общероссийских. Если в России в целом происходит увеличение массы токсичных отходов, то в Астраханской области в конце 90-х годов их количество сокращалось, причём в условиях роста производства. Сокращение образования токсичных отходов на территории области позволило снизить экологическую опасность промышленного производства за счёт внедрения на них передовых технологий очистки.
Твёрдые бытовые отходы являются самыми распространёнными отходами на территории региона, которые образуются повсеместно и ежедневно в результате жизнедеятельности населения, работы предприятий, учреждений, санитарной эчистки и уборки населённых мест.
Бытовые отходы из Астрахани размещаются на переполненном полигоне ТБО в с. Фунтово и на свалке Трусов-ского района. В области насчитывается более 450 несанкционированных свалок. При проведении инвентаризации несанкционированных мест размещения отходов только в г. Астрахани в 2007 г. выявлено 346 свалок, площадь которых составляет 35,6 га.
Продолжающееся захламление и загрязнение земель ТОПП приводит к повышению уровня бактериологического и химического загрязнения атмосферы, поверхностных и подземных вод, продуктов питания, что, в конечном счёте, проявляется в увеличении заболеваемости населения области.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОТХОДАМИ
В краткосрочной перспективе до 2010 г. запланировано:
· строительство мусороперерабатывающих комплексов в Приволжском районе, в пос. Тинаки-2 Наримановского района, в с. Оранжереи Икрянинского района;
· ликвидация существующих свалок, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, и всех несанкционированных свалок;
· приведение существующих полигонов ТОПП в удовлетворительное состояние;
· строительство полигона для токсичных промышленных отходов;
· рекультивация земель, захламленных стихийными свалками.
В перспективе до 2025 г. необходимо проводить строительство заводов по глубокой переработке и утилизации твёрдых бытовых и промышленных отходов (при условии внедрения раздельного сбора бытового мусора населением); использование промышленных и бытовых отходов как вторичного сырья для производства товаров народного потребления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, современная экологическая обстановка на территории Астраханской области неоднозначна в разных районах. На значительных площадях природные ландшафты еще сохраняют свои естественные свойства и способность к самоочищению. Максимальная напряжённость экологических проблем наблюдается в нижней части Волго-Ахтубинской поймы и в дельте Волги. Северная часть области испытывает негативное влияние расположенных по соседству промышленных предприятий соседней Волгоградской области.
В целом Астраханская область в настоящее время может быть отнесена к числу регионов с умеренными нагрузками на природную среду.
Основные приоритеты инвестиционной политики связаны с развитием сырьевой базы и освоением имеющихся ресурсов в ведущих отраслях промышленности: газонефтедобыча и рыбохозяйственный комплекс.
Основными задачами при дальнейшем формировании природно-экологического каркаса области являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегулированию и компенсации последствий антропогенной деятельности. Для этого необходимо:
· сохранение и восстановление оптимального соотношения пашни, кормовых угодий и системы ООПТ для устойчивого развития природно-территориальных комплексов области;
· организация природного парка в Волго-Ахтубинской пойме;
· организация в дельте Волги агроэкологического ландшафтного парка, где природные ландшафты будут совмещаться с небольшими по размерам полями особого сельскохозяйственного использования;
· сохранение и восстановление целостности природных систем, в том числе, предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности при создании линейных инженерных инфраструктур и гидротехнических сооружений;
· регламентация режима природопользования для конкретных территорий;
· частичное восстановление степного ландшафта на экосистемном уровне с одновременным переводом низкобонитетной пашни в пастбищно-сенокосные угодья, концентрация производства сельскохозяйственных культур на лучших землях с применением передовых технологий их возделывания.
Природно-экологический каркас территории области формируется не только из ООПТ разного уровня, но из лесопарков, лесов первой группы, техногенных лесонасаждений, питомников, охотничьих и рыбоводных хозяйств, памятников природы и садово-паркового искусства. Все эти объекты в совокупности составляют единую систему поддержания экологического баланса, способствуют устойчивому развитию Астраханской области.
Источник: Журнал “Рециклинг отходов” |