ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 21530

ЖУРНАЛ ТБО (№2 2020)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

Wasma-2020
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Инвестиционные проекты ХМАО могут получить поддержку РЭО
Сообщений: 2
Последнее сообщение: 20.02.2020 22:40


Самый тревожный аспект реформы ТКО денежный. Мусорный бизнес рискует стать невыгодным
Сообщений: 14
Последнее сообщение: 20.02.2020 22:18


Мусорный кризис
Сообщений: 250
Последнее сообщение: 20.02.2020 22:02


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Новая система обращения с отходами
Просмотров: 99622
Последнее сообщение: 19.02.2020 20:16


Мусорный кризис
Просмотров: 8518
Последнее сообщение: 20.02.2020 22:02


Чума фейерверков
Просмотров: 4387
Последнее сообщение: 21.01.2020 13:04


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

ecology.expoforum
КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия: 8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ
Тестирование по РОП и экологическому сбору


Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Как юрлицам сэкономить на плате за вывоз ТКО"


М. В. Балановский, С. О. Лавриненко
февраль 2020 г.

Правовые и финансовые механизмы
По стране шагает полномасштабная реформа по обращению с отходами, которая затрагивает в первую очередь сегмент твердых коммунальных отходов. Несмотря на то, что общие контуры реформы стали понятны еще в 2015 г., с принятием 29 декабря 2014 г. «революционного» 458-ФЗ [1], для большинства отходообразователей и в 2019 г. это оказалось большим сюрпризом. Предлагаем на примере Калининградской области посмотреть, как обстоят дела с данной реформой на настоящем этапе и почему именно такой заголовок вынесен в название статьи.

В Калининградской области с 1 января 2019 г., так же, как и во многих других реги­онах России, начал работу ре­гиональный оператор по обра­щению с ТКО, которым стало госу­дарственное предприятие Калинин­градской области «Единая система обращения с отходами» (далее – РО).

Новая система обращения с ТКО у юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей вызвала ре­акцию, близкую к панике. Отча­сти это было связано с отсутствием информации и информационной подготовки реформы. Причиной для возмущения первоначально на­зывалось то, что власти резко повы­сили тарифы на обращение с ТКО. Однако по мере выяснения обсто­ятельств стало ясно, что не в тарифе дело, так как тариф в нашем регионе оказался достаточно ком­фортным. К тому же, если раньше меры тарифного государственно­го регулирования касались только размещения отходов на полигонах, то теперь мы видим принципиаль­но новый тариф, который вклю­чает в себя гораздо большее коли­чество опций. После длительных консультаций предпринимательско­го сообщества с региональным Ми­нистерством природных ресурсов и экологии и РО по ТКО были выяв­лены узкие места ценообразования услуги по обращению с ТКО, кото­рые связаны в первую очередь с не­достаточными количеством и пол­нотой законов и подзаконных актов, а также вопросами правопримене­ния уже имеющейся нормативной базы. В итоге необходимо остано­виться на двух основных аспектах: это способ начисления платы за ус­лугу по обращению с ТКО и норма­тивы накопления ТКО.

Одним из основных документов, регламентирующих взаимоотноше­ния РО и потребителей услуг, явля­ется Постановление Правительства РФ № 505 от 03.06.2016 [2]. Так, оно включает в себя два способа заклю­чения договоров с отходообразователями – юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями, а именно начисление по нормативу накопления и начисление по факти­ческому объему, т. е. по количеству и объему контейнеров, используемых хозяйствующими субъектами. Од­нако ни это постановление, ни дру­гие регламентирующие документы не дают однозначного ответа на во­прос, кто имеет право или кто должен выбрать способ начисления платы за услугу по обращению с ТКО – ис­полнитель (РО) или заказчик (отхо­дообразователь); также не отвечает на этот вопрос типовой договор, кото­рый утверждается этим постановле­нием. В итоге мы столкнулись с тем, что РО самостоятельно выбрал един­ственный способ начисления платы за обращение с ТКО исключитель­но по нормативу накопления. Моти­вы такого поступка понятны, однако ни в одном федеральном и региональ­ном нормативном акте нет указания на то, что данное право является экс­клюзивным для РО. Поскольку, например, предпринимательское сооб­щество настаивало на том, что если никто не обладает исключительным правом выбора объекта, то тогда именно отходообразователь, как за­казчик услуги, может выбрать, по ка­кой системе ему должны начислять плату за обращение с ТКО. Соответ­ственно, если бы отходообразователь заключал договор по фактическому накоплению, то стоимость обраще­ния с ТКО у организаций поменялась бы не слишком заметно.

Таким образом, федеральное за­конодательство в области обраще­ния с ТКО нуждается в дальнейшем развитии. Необходимо исчерпыва­юще ответить на вопрос о том, кто выбирает способ начисления платы за услугу.

В Калининградской области про­фильное министерство такой выход нашло. На региональном уровне был принят Порядок накопления ТКО, в том числе раздельного накопления ТКО [3]. В связи с принятием Поряд­ка однозначно можно говорить лишь об одном легальном способе умень­шения обязательных платежей за об­ращение с ТКО, а именно: о внедрении раздельного сбора ТКО на предпри­ятиях, так как иные способы, такие как произвольное уменьшение ко­личества сотрудников или площа­дей, являются незаконными и годят­ся только до первой проверки.

Итак, как выглядит структура ме­роприятий, направленных на орга­низацию раздельного накопления ТКО и перехода оплаты с норматива накопления на фактический объем? (Именно объем, так как взвешива­ние отходов нормативными актами не предусмотрено и прием отходов по весу относится только к деятель­ности операторов по перевозке ТКО, где взвешивание осуществляется при выгрузке отходов на полигон). Во-первых, организации необходи­мо обустроить контейнерную пло­щадку в соответствии с требовани­ями санитарного законодательства, а также установить на ней контейне­ры для раздельного накопления от­ходов. При этом нигде не прописа­но, на сколько фракций необходимо делить отходы. Поэтому в качестве рабочей модели применяется деле­ние на две или три фракции: полиме­ры, бумага и иногда стекло. Во-вто­рых, необходимо зарегистрировать площадку в органах местной вла­сти в соответствии с Постановле­нием Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 [4]. При этом непосред­ственное взаимодействие с органа­ми Роспотребнадзора осуществля­ет сам муниципалитет. В-третьих, необходимо разработать внутрен­ние инструкции по организации раздельного накопления ТКО, до­вести их до персонала и назначить ответственного за раздельное нако­пление отходов. При этом следует учитывать требования статьи 15 фе­дерального закона № 89-ФЗ, т. е. та­кой сотрудник должен пройти обя­зательное повышение квалификации по обращению с отходами.

Четвертым шагом является за­ключение договора на утилизацию отходов с непосредственным пере­работчиком отходов и дальнейшая сдача отходов на утилизацию. Здесь мы видим две организационные сложности. Во-первых, пока непонятно, как отходообразователь будет определять, является ли организа­ция, с которой он заключил дого­вор на утилизацию, переработчиком, поскольку в результате раздельно­го накопления появляются отходы 5-го класса опасности, а для обраще­ния с ними лицензия не требуется. Во-вторых, как оформлять данные операции? Понятно, что стандарт­ным актом приема-передачи отхо­дов дело не должно ограничивать­ся, так как он фиксирует только факт передачи. Существует версия, что документом, подтверждающим утилизацию, является стандартный неунифицированный акт выполнен­ных работ, который применяется для бухгалтерского оформления хозяйственных операций, но мы счи­таем, что это неправильно с точки зрения природоохранного законода­тельства. Поэтому в данном случае должны применяться нормы, ана­логичные порядку оформления до­стижения нормативов утилизации отходов, изложенные в статье 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ «Эко­логический сбор» [5] с использова­нием унифицированного акта ути­лизации отходов, рекомендованного Росприроднадзором.

Главным недостатком данной си­стемы является то, что она неприме­нима для предприятий, относящихся к категориям малых и микропред­приятий, поскольку ключевым ус­ловием для раздельного накопления ТКО является наличие контейнер­ной площадки, а у большинства ма­лых и микропредприятий собствен­ных площадок нет. Поэтому для них пока не предусмотрена возможность перехода на оплату услуг РО по фак­тическому накоплению ТКО, и имен­но это направление является бли­жайшим для рассмотрения органами власти с целью принятия норматив­ных актов, дающих малым предпри­ятиям возможность участвовать в раздельном накоплении ТКО.

Вышеизложенное касается ре­ализации мероприятий, которые большинство предприятий может провести самостоятельно. Однако вторым направлением, для которо­го необходимо выступать с консоли­дированной позицией и которое мо­жет повлиять на уменьшение платы за ТКО для хозяйствующих субъек­тов, является пересмотр и диверси­фикация нормативов накопления ТКО.

Как уже говорилось выше, основ­ной претензией отходообразовате­лей является не сам тариф, а способ начисления и величина норматива накопления. Нормативы накопления не учитывают множество фак­торов. В первую очередь это каса­ется компаний производственного сектора – промышленности и сель­ского хозяйства, поскольку для всех предприятий и учреждений утвер­жден только один норматив и один физический показатель. Так, напри­мер, в Калининградской области масштабная работа ведется Сою­зом «Калининградская торгово-про­мышленная палата», которая, соб­ственно, и объединяет подавляющее большинство производственных предприятий региона.

Например, нормативы накопле­ния не учитывают такие факторы, как организация питания сотруд­ников. Ведь если сотрудники берут еду из дома или покупают в магазине, то объем ТКО, образующихся на предприятии, увеличивается. Если питание происходит в столовых, то это в несколько раз сокраща­ет объемы ТКО, так как столовые генерируют другие виды отходов, не относящиеся к ТКО. Или сельхозпредприятия, где имеет место се­зонность работы и, соответственно, устойчивое и повторяющееся изме­нение количества персонала. Или организации, где у сотрудников разъездной характер работы и име­ется ряд других факторов.

Вторым фактором выступает науч­ная обоснованность величины норма­тива накопления отходов для разных сфер деятельности. В Калининград­ской области на старте новой систе­мы по обращению с ТКО были харак­терны случаи, когда по различным причинам для организаций, финан­сируемых из бюджетов различных уровней, были оперативно снижены нормативы накопления ТКО [6]. Это касалось школ, детских садов, учреждений культуры и в принципе поста­вило вопрос об обоснованности нор­мативов. В случае с организациями, относящимися к отраслям народно­го хозяйства, в некоторой степени трудно объяснить, почему, например, у городских автомастерских нор­матив накопления ТКО 781 кг/год на одного сотрудника, а для всех остальных организаций 176 кг/год. Для сравнения: норматив на одно­го учащегося школы – 18,9 кг/год. В связи с этим возникает резонный вопрос: чем так сильно отличается работник автосервиса, что генери­рует в четыре раза больше ТКО, чем обычный офисный сотрудник или ра­бочий завода?

Подытоживая сказанное, мож­но сделать следующие выводы. Об­щая тенденция реформирования системы обращения с отходами на­правлена на создание современной и экологически безопасной моде­ли обращения с отходами и на вовлечение отходов во вторичный обо­рот, а следовательно, сокращение отходов, направляемых на захоронение. Законодательная база и при­менительная практика только на­чали формироваться и нуждаются в длительной и кропотливой рабо­те по приведению новой системы к – не побоимся этого слова – справед­ливой модели оплаты услуг. В том числе для ликвидации различных ла­зеек, которые могут использовать недобросовестные отходообразовате­ли, и поощрения раздельного сбора отходов. Уже сейчас существуют ме­ханизмы уменьшения обязательных платежей, которые, при приложении единоразово определенных усилий, позволят экономить существенные суммы на оплату услуги по обраще­нию с ТКО. Самостоятельно ни одно предприятие не осилит весь путь по формированию справедливой си­стемы оплаты, поэтому необходимо активное участие предпринима­тельских и отраслевых сообществ для ведения законодательной рабо­ты и формирования и обобщения применительной практики.

М. В. Балановский,
председатель Комитета по экологии и природопользованию Союза «Калининградская торгово-промышленная палата»

С. О. Лавриненко,
председатель саморегулируемой организации «Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области» журнал "Твердые бытовые отходы" № 9 2019

Литература
1.Федеральный закон «О внесе­нии изменений в Федеральный за­кон “Об отходах производства и потребления”, отдельные законо­дательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодатель­ных актов) Российской Федерации» от 29.12.2014 № 458-ФЗ.
2.Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверж­дении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых ком­мунальных отходов».
3.Постановление Правитель­ства Калининградской области от 16.05.2019 № 343 «Об утвержде­нии порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на тер­ритории Калининградской области и признании утратившим силу по­становления Правительства Кали­нинградской области от 28 сентя­бря 2017 года № 519».
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил об­устройства мест (площадок) нако­пления твердых коммунальных от­ходов и ведения их реестра».
5.Федеральный закон «Об отхо­дах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
6.Приказ Министерства при­родных ресурсов и экологии Кали­нинградской области от 14.05.2018 № 218 «Об установлении нормати­вов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кали­нинградской области и признании утратившим силу Приказа Ми­нистерства природных ресурсов и экологии Калининградской обла­сти от 4 мая 2018 года № 203 (с из­менениями на 5 апреля 2019 года)».
Источник: www.waste.ru


Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Купля-продажа отходов: что важно знать
Казалось бы, купля-продажа отходов производства и потребления – очень простая сделка. Однако она г...
Об отдельных вопросах организации деятельности по обращению с ТКО
В январе в большинстве субъектов Российской Федерации приступили к работе вновь выбранные регопер...
Принципы эффективной рекультивации полигонов ТБО
От частного к общему: рекультивация печально известного полигона «Кучино» стала для участников про...
Об ужесточении административной ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами
В июне был принят новый федеральный закон, который внес существенные изменения в КоАП. Были конк...
Кому не нужен раздельный сбор
Раздельный сбор – это некий идеал, о котором надо говорить с придыханием, но в жизни ему не место. ...
Экологическое законодательство России: основные изменения
В очередной раз предлагаем вашему вниманию обзор изменений, произошедших в законодательстве за прош...
Новая система обращения с промышленными отходами
В этом году в России стартовала реформа в сфере обращения с промышленными отходами. В составе нац...
Не сорвать сроки реформы
За первые девять месяцев формирования новой отрасли обращения с отходами федеральная власть успела о...



ВэйстТэк-2020


КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Архангельский мусороперерабатывающий комбинат (АМПК)
Сбор, хранение, транспортировка, утилизация твердых бытовых и промышленных отходов

ООО "НИККОМ"
Производство и продажа оборудования по подготовке и переработке ТБО, отходов животноводства, птицеводства, угольных предприятий, осадка сточных вод и др., в тепло и электроэнергию

АлХан
полный цикл переработки лома и отходов алюминия.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2020 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Fri, 21 Feb 2020 15:19:05
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения