Подписка
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 21431

ЖУРНАЛ ТБО (№10 2019)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

От обращения с отходами к управлению ресурсами, 5-6 декабря 2019
НОВОСТИ

upravlenie-gkh.ru
ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 5023037
Последнее сообщение: 06.09.2019 03:45


Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1087109
Последнее сообщение: 23.10.2019 22:55


"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Просмотров: 352312
Последнее сообщение: 23.10.2019 18:42


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия: 8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

XXV Экологический форум

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Купля-продажа отходов: что важно знать"


Н. С. Беляева, ООО «Дельфи»
"ТБО" № 10'19
Казалось бы, купля-продажа отходов производства и потребления – очень простая сделка. Однако она грозит существенными рисками для образователей отходов. Многочисленные изменения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – закон № 89-ФЗ), систематически меняющиеся тенденции в правоприменительной практике, противоречивые письменные и устные разъяснения создают платформу для двусмысленных трактовок и неожиданных судебных постановлений.

Отходы производства и потребления – специфический объект права, и чтобы избежать нарушений действующего законодательства, потребуются некоторые уточнения и разъяснения в отношении деятельности по обращению с ними. Согласност. 1 закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые подлежат удалению. Это объект гражданских прав, право собственности на который регулируется гражданским законодательством (ст. 4 закона № 89-ФЗ).

Согласно ст. 129 ГК РФ все объекты гражданских прав являются полностью оборотоспособными. Это значит, что их отчуждение или передача другому лицу должны происходить без каких-либо ограничений. Исключение – объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. Первые не могут быть предметом сделок (например, договоров купли-продажи, мены, аренды и иных), а объекты, ограниченные в обороте, могут принадлежать по праву собственности лишь определенным субъектам, а также могут переходить от одного лица к другому по специальному разрешению.

В соответствии с п. 30 ст. 12 закона № 99-ФЗ [1] для осуществления деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности требуется получение лицензии. Однако образование и накопление отходов I–IV классов опасности, как и любые виды деятельности в отношении отходов V класса опасности, специального разрешения не требуют.
Следовательно, отходы I–IV классов опасности – ограниченные в обороте объекты, а отходы V класса опасности – свободные (не ограниченные) в обороте.

Так как отходы не имеют прочной связи с землей, их причисляют к движимому имуществу, регистрация прав на которое не требуется в соответствии со ст. 130 ГК РФ. Собственником этого имущества является образователь отходов. Любые поступления (продукция, доходы и т. д.), полученные в результате использования имущества, также принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании (если иное не предусмотрено законом).

Переход отходов от одного лица к другому или их приобретение, регулируемые положениями гражданского законодательства, осуществляются по ряду оснований. В данной статье рассмотрим такое основание, как сделка купли-продажи, которая предусмотрена ч. 2 ст. 218 ГК РФ.

Договор купли-продажи – добровольное отчуждение права собственности на отходы одной стороной и добровольное приобретение этого права другой стороной. При этом сделки с отходами I–IV классов опасности, ограниченными в обороте, должны осуществляться при соблюдении определенных условий, закрепленных в законе.

01.01.2015 из ст. 4 закона № 89-ФЗ была исключена норма, предусматривающая право собственника отходов I–IV класса опасности на отчуждение этих отходов в собственность другому лицу, а также на передачу (с сохранением за собой прав собственности) ему права владения, пользования или распоряжения этими отходами (при наличии у такого лица лицензии на обращение с отходами не меньшего класса опасности). Предполагалось, что такая поправка должна была юридически упростить процесс отчуждения отходов на основании гражданско-правовых сделок и стимулировать развитие деятельности по сбору и утилизации отходов. Более того, в законе не прописаны обязательства по какой-либо регистрации сделок (в том числе договоров купли-продажи) с отходами производства и потребления. Таким образом, фактически не существует никаких форм государственного контроля и надзора за осуществлением сделок с отходами.

Однако существуют другие препятствия, усложняющие процесс оформления сделок с отходами: правовые условия и ограничения для отчуждения и приобретения прав, сложная система отчетности и налогообложения лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Передача права собственности на отходы, права владения или использования не оказывает никакого влияния на изменение количества отходов и степень их вредного воздействия на окружающую среду. Именно первоначальный образователь обязан платить сбор за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС). Обязательство сохраняется, даже если состоялась передача другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ [2, 3]), а также если отчуждение произошло для целей дальнейшей утилизации (п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Исключение из правила – твердые коммунальные отходы, за размещение которых платит оператор или региональный оператор.

Законодательство и актуальная судебная практика, подтверждающие обязанность именно образователя исчислять и вносить плату за НВОС [4], направлены на стимулирование образователей отходов к осуществлению утилизации отходов (с этой же целью был создан механизм «расширенной ответственности производителя (импортера)» [5]), производству из них продукции и товаров и их последующей реализации.

Практически каждый хозяйствующий субъект является образователем отходов. Многие уже давно научились извлекать прибыль, реализуя такого рода «продукт». Однако законодательные нормы и юридическая корректность зачастую не соблюдаются. Одна из причин – правовая неопределенность: что такое отходы, а что вторичное сырье, кто определяет, отход это или товар. Позиции Минприроды России и Росприроднадзора по этим вопросам, как правило, расходятся.

На самом деле, в соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, все многочисленные письма Росприроднадзора по сути могут содержать только правовые предписания, которые не должны противоречить нормативным правовым актам с большей юридической силой. Фактически письма такого-то ведомства – это обыкновенные разъяснения, не имеющие соответствующей юридической силы, которые периодически вносят путаницу в регулирование соответствующих отношений (см. решение Верховного суда РФ № АКПИ15-1379 [6]).

Основная разница между отходами и продукцией – цель их дальнейшего использования [8, 9] (исходя из понятийного аппарата закона № 89-ФЗ и закона № 184-ФЗ) [7]. При этом хозяйствующему субъекту для подтверждения своих намерений необходимо придерживаться позиции Минприроды [10, 11]: отходы от осуществления хозяйственной деятельности могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении определенных условий.

Условия следующие:
  • наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара;
  • наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ и материалов, требованиям к продукции;
  • наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции;
  • отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

    Если же образованные вещества и материалы были идентифицированы хозяйствующим субъектом как отходы с определенным классом опасности, то для последующей их реализации в качестве товара потребуется из данных отходов произвести товар, соответственно обработав и утилизировав эти отходы. Утилизацию может произвести как само предприятие-образователь, если у него есть соответствующая лицензия (не нужна для утилизации отходов V класса опасности), так и привлеченная специализированная организация, имеющая лицензию или иную необходимую для этого разрешительную документацию.

    Факт утилизации должен быть подтвержден в учетных документах предприятия:
  • проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • данных учета в области обращения с отходами [12];
  • форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» [13];
  • технической и технологической документации;
  • бухгалтерской документации;
  • актах приема-передачи отходов, а также актах утилизации отходов;
  • договорах.

    Таким образом, отходы производства и потребления – движимое, ограниченное в обороте (отходы I–IV классов опасности) имущество, специфический объект права собственности. Самая распространенная сделка передачи прав на отходы – договор купли-продажи. Переход права собственности на отходы от одного лица к другому подразумевает переход соответствующих прав и обязанностей в отношении отходов (например, обязанность собственника обеспечить сохранность отходов при соблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований).

    Литература
    1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности».
    2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды».
    3. Письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 №АА-06-01-36/5099 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов».
    4. Пономарев М. В. Право собственности на отходы: правовые проблемы реализации и перехода // Журнал российского права. – № 8. – 2017. – С. 53–64.
    5. Филаткина Ю. Е. Проблемы РОП: хотели как лучше // Твердые бытовые отходы. – № 9. – 2018. – С. 12–13.
    6. Решение Верховного Суда РФ от 09.02.2016 № АКПИ15-1379 «О признании недействующими абзацев второго, седьмого, восьмого и тринадцатого письма Федеральной службы в сфере природопользования от 03.06.2013 №ВК-06-01-36/7676 «О плате за размещение отходов».
    7. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании».
    8. Беляева Н. С. Отход или продукция: правовое обоснование статуса // Твердые бытовые отходы. – № 11. – 2017. – С. 58–59.
    9. Пономарев М.В. Перевод отходов в продукцию: правовой аспект // Экология производства. – № 3. – 2018. – С. 34–39.
    10. Позиция Минприроды России, изложенная в раъяснении от 23.05.2016 г. https://legalacts.ru/doc/razjasnenija-minprirody-rossii-ob-oformlenii-litsenzii-po/
    11. Письмо Минприроды России от 23.10.2017 № 12-47/27366 «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов».
    12. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014) «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
    13. Приказ Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

    Источник: solidwaste.ru
  • Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала



    Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
    Купля-продажа отходов: что важно знать
    Казалось бы, купля-продажа отходов производства и потребления – очень простая сделка. Однако она г...
    PAYT как экономический стимул производить меньше отходов
    Статья имеет целью раскрыть содержание подхода PAYT, показать наиболее яркие примеры его применения ...
    Законопроект Минпромторга России о регулировании обращения со вторичными ресурсами
    В целях реализации подп. «г» п. 1 перечня поручений президента РФ от 15.11.2017 № Пр-2319 Минпром...
    На нацпроекты деньги не нужны?
    Уникальная ситуация: бизнес не просит у государства помощи в решении жизненно важных вопросов, нап...
    Ни кнута, ни пряника: ошибки в системе РОП
    С Д.Г. Кондратьевым, учредителем и генеральным директором АО СОЭМЗ и аналитического агентства «Цент...
    Как уничтожить успешную отрасль
    Около года назад мы публиковали интервью с депутатом Государственной Думы ФС РФ А. И. Фокиным, авт...
    Мировая практика организации раздельного сбора мусора
    Мы долго шли к запуску реформы, а когда наконец этот миг настал, выяснилось, что придуманная для ...
    Абсурд: один отход, но две классификации
    Для рациональной утилизации отходов необходимо грамотно их идентифицировать. Именно с этой целью и...



    Ecomondo


    Allison

    КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

    Интерпластика-2020
    ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

    КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
    "ЭКОНАЦПРОЕКТ"
    ЭКОНАЦПРОЕКТ— проектирование, инжиниринг, производство и поставка оборудования в сфере обращения и переработки отходов.

    ЗАО "ЭкоСфера"
    Сбор, транспортировка, использование, обезвреживание и и размещение отходов Федеральная лицензия № ОТ -53-003153(63) от 17.03.2010 г.

    ООО "ГК"ПромПолимер"
    продажа первичного и вторичного сырья

    ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    СДЕЛАЙ САМ
    МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

    © 2007-2019 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
    Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
    Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Thu, 24 Oct 2019 08:42:24
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения