Круглый стол
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 21368

ЖУРНАЛ ТБО (№8 2019)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

От обращения с отходами к управлению ресурсами, 5-6 декабря 2019
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ОТХОДОВ?
Сообщений: 9
Последнее сообщение: 18.08.2019 11:58


МАФИЯ РУЛИТ
Сообщений: 11
Последнее сообщение: 18.08.2019 11:47


Новая система обращения с отходами
Сообщений: 169
Последнее сообщение: 18.08.2019 10:47


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 4924242
Последнее сообщение: 21.07.2019 17:25


Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1080075
Последнее сообщение: 06.08.2019 20:50


Способы сбора и транспортировки ПЭТ.
Просмотров: 307371
Последнее сообщение: 24.07.2019 12:45


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

Утилизация-2019
КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия: 8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

ТКО

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"ТКО: вверх по лестнице, ведущей вниз"


А.И. Гаркуша, движение «РазДельный Сбор»
№ 11 2018 ТБО

Стивен Кови в своей книге «7 признаков высокоэффективных людей» использует метафору о том, что эффективность определяется не только высотой лестницы, по которой вы поднимаетесь в своем развитии, но и в первую очередь выбором стены, к которой следует приставить лестницу. Опираясь на метафору Кови, можно охарактеризовать течение «мусорной» реформы как движение снизу вверх по лестнице, по которой следует идти сверху вниз.

Последние изменения в нормативно-правовой базе РФ только укрепляют уверенность, что правительство выбрало стратегию дальнейшей деградации сферы обращения с отходами.

Разберем ситуацию детальнее.

1. Все территориальные схемы формируются на базе утвержденных в регионе нормативов накопления ТКО, то есть показателей, характеризующих, какое количество ТКО образует каждый житель региона у себя дома, на работе, на отдыхе и т. п. Подчеркнем, что в состав этих ТКО при расчете норматива вошли все отходы тары и упаковки, которые образуются у населения, а также иные отходы от использования товаров, подлежащие обязательной утилизации. Норматив накопления, помноженный на количество жителей, детсадовских детей, школьников, пациентов больниц и т. д., – это и есть тот объем ТКО, который образуется в регионе ежегодно, по мнению правительств регионов. И все ТКО по контракту обещаны региональному оператору.

Поскольку законодательство запрещает захоранивать некоторые виды отходов, региональному оператору, чтобы их извлечь, приходится покупать сортировочные мощности.

А чтобы вернуть понесенные затраты, региональный оператор закладывает стоимость операций по сортировке смешанных ТКО в тариф для населения. Таким образом складывается ситуация, при которой раздельный сбор региональному оператору не выгоден ни с какой стороны, ибо:

  • региональному оператору платят только за работу со смешанными ТКО. Если раздельный сбор осуществляется сторонним отраслевым оператором, то объемы смешанных ТКО снижаются, а ценное ликвидное вторсырье становится собственностью другой компании;
  • даже если вторсырье отсортировано на контейнерной площадке по инициативе самого регионального оператора, такие отходы тары и упаковки и иные отходы V класса опасности уже не нуждаются в сортировочных мощностях, а значит, из тарифа выпадает составляющая по расходам на сортировку. Возврат инвестиций затрудняется. Постановлением Правительства РФ № 1094 от 15.09.2018 (http://docs.cntd.ru/document/551183073) разрешено иметь нормативы накопления не только для ТКО, но и по отдельным группам отходов. Наличие дифференцированных нормативов накопления позволило бы ввести дифференцированные тарифы и на вывоз различных видов отходов, тем самым стимулируя население участвовать в самостоятельной сортировке отходов.

    Но и тут у регуляторов отрасли наличествует экономический просчет.

    Чтобы рассчитать и утвердить нормативы накопления ТКО и отходов V класса опасности при раздельном накоплении (сборе), нужно сначала внедрить этот раздельный сбор и некоторое время поработать по новой системе, а потом уже считать, чего и сколько накапливается.

    Внедрять РСО регоператор не заинтересован по описанным причинам. Кроме того, большинство региональных операторов уже запланировали приобретение мощностей и даже закупили оборудование, рассчитанное на объемы ТКО без внедрения РСО. С появлением раздельного сбора отходов и двух нормативов накопления оборудование для сортировки дешевле не станет, а необходимость возврата инвестиций никуда не исчезнет. Следовательно, раздельный сбор будет непривлекательным для регоператоров и впредь.

    В лидеры по внедрению РСО могут вырваться те региональные операторы, кто в силу своей скромной финансовой доли еще не закупил оборудование по сортировке, или закупили заведомо недостаточные мощности, или не смогли протащить через тарифные ведомства свои амбициозные надежды на размер единого тарифа.

    Однако региональные операторы, опираясь на официальную политику правительства, видят свою эффективность в основном в сортировке смешанных отходов и утилизации той доли полезных ресурсов, которую удается извлекать из них, а остальное будет либо захоронено, либо сожжено.

    2. Именно такую стратегию, разработанную Минпромторгом, утвердило правительство в январе 2018 г. Стратегия полностью игнорирует «верхние ступеньки» лестницы, ведущей вниз, и предлагает формировать и реализовывать крупные инвестиционные проекты по сортировке смешанных отходов, производству топлива RDF и обезвреживанию отходов, опираясь на странные, по сути, целевые показатели «утилизации и обезвреживания в одном флаконе», о чем подробно говорилось в статье . Для достижения таких мутных целевых показателей Минпромторг даже обещает субсидии из госбюджета. Стратегия получила развитие в проекте плана реализации, который представлен в правительство на рассмотрение и утверждение. Вполне закономерно, что, сделав ставку на сортировку смешанных отходов, Минпромторгу нужно будет придумать, куда деть будущие хвосты. Для этого в проекте плана реализации заложено «стимулирование спроса на твердое топливо из отходов». Что и требовалось доказать.

    Именно такую концепцию обращения с отходами предлагает нацпроект «Экология», который, несмотря на критику cо стороны экологического экспертного сообщества и бизнеса, был утвержден 24 сентября 2018 г. в Правительстве РФ. Нацпроект по всем позициям противоречит приоритетам госполитики в области обращения с отходами и поручениям Президента России, но, когда дело касается освоения почти 300 млрд руб., указы Президента РФ министерствам не указ. 3. Игнорировать поручения президента стало доброй традицией, это уже никого не удивляет. Очередным проявлением «непослушания» оказалось постановление Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», вступившее в силу с 03.10.2018.

    Если охарактеризовать кратко этот нормативно-правовой акт, то достаточно анекдота: «Имею ли я право? Имеете! Так я могу? Нет! Не можете!» В части, касающейся содержания самих территориальных схем, мы видим вкрапления здравого смысла. По настоянию экспертов в терсхемах теперь должны быть целевые показатели (ЦП) не только «два в одном», но и по отдельности, а именно ЦП по доле обработанных ТКО, ЦП по доле утилизированных ТКО и ЦП по доле обезвреженных ТКО. Это несомненный прогресс. Хотя иметь ЦП по доле обезвреженных ТКО несколько странно с учетом того, что это наименее приоритетный способ обращения с отходами, и если остаются отходы для обезвреживания, то это, собственно, показатель неэффективной работы. Кто же ставит цели по неэффективности?

    Но сейчас хочется сказать о другом. В декабре 2017 г. депутатский корпус Государственной Думы пафосно пиарил свои достижения по внесению поправок в закон № 89-ФЗ, в том числе и нормы об обязательном общественном обсуждении территориальных схем. Говорилось о том, что мнение населения о планах развития сферы обращения в регионах должно быть учтено. Однако регламент общественных обсуждений территориальных схем, утвержденный 22.09.2018, можно описать как «говорите, говорите, вы нам не мешаете».

    Это история про то, что все заинтересованные участники – регуляторы отрасли, бизнес, эксперты и население – могут изучить проект территориальной схемы и подать свои замечания и предложения.

    А уполномоченный разрабатывать территориальную схему орган исполнительной власти вправе учесть или не учесть эти предложения и замечания. Раньше чиновники могли просто проигнорировать наши письма. А теперь должны вежливо ответить, что наше желание иметь раздельный сбор упирается в то, что раздельный сбор не является обязательным, а мусоросжигательный завод вполне укладывается в рамки законодательства.

    В сущности, это не общественные обсуждения, а легальная возможность для населения, бизнеса и экспертов выпустить пар перед долгим периодом, когда их права будут сплошь и рядом нарушаться без возможности сатисфакции, тем более что Правительство не торопится ввести ответственность для органов власти за попрание основных направлений государственной политики в области обращения с отходами (ст. 3 закона № 89-ФЗ). Резюмируя сказанное, можно утверждать, что проблема отходов в ее нынешнем виде, конечно, будет решена правительством.

    Но сделано это будет за счет создания новых проблем, а именно:
  • неудержимого роста образования одноразовых и неперерабатываемых отходов, так как никаких мер по предотвращению их образования не запланировано;
  • «победоносного» сжигания неутилизированных отходов в виде прямых потоков ТКО на МСЗ и в форме твердого топлива из отходов (RDF), ведущего к загрязнению окружающей среды токсичными выбросами в атмосферу;
  • блокирования развития отрасли вторичной переработки отходов и уничтожения малого и среднего бизнеса, работающего в этой отрасли, поскольку ставка сделана на крупные инвестиционные проекты;
  • полной утраты доверия населения к действиям властей в области обращения с отходами и роста социально-экологических конфликтов.

    В общем и целом, если регуляторы отрасли не одумаются, дальнейшая деградация общества, экономики и окружающей среды России неизбежна.

    Полный текст статьи

    "ТБО" № 11.18
    Источник: www.solidwaste.ru
  • Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала



    Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
    Пока еще не поздно нам сделать остановку?
    Сверху всегда все выглядит намного более гладким, нежели «с уровня корней травы». Давайте послушаем ...
    Основные направления совершенствования законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами
    Из года в год российская система обращения с отходами претерпевает серьезные изменения, которые кас...
    Техническое регулирование ресурсосбережения с использованием утилизации отходов
    В статье рассматривается терминологическое и правовое обеспечение в такой важной для решения пробле...
    Итоги первого полугодия реформы в области обращения с отходами
    1 января 2019 г. по всей России стартовала реформа в области обращения с отходами. По итогам первог...
    Корейские отходы: акцент на население
    Зачастую нам кажется, что Южная Корея и Япония очень похожи: мировое лидерство в производстве качест...
    Мусоросжигание: преступление без наказания
    На волнах «мусорной» реформы в России усилились тенденции продвижения идеи получения энергии из от...
    Ни кнута, ни пряника: ошибки в системе РОП
    С Д.Г. Кондратьевым, учредителем и генеральным директором АО СОЭМЗ и аналитического агентства «Цент...
    Экологическое законодательство России: основные изменения
    В очередной раз предлагаем вашему вниманию обзор изменений, произошедших в законодательстве за прош...



    Ecomondo


    КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

    ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

    КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
    ООО "ПолимерВтор"
    Производство вторичной гранулы ПНД ПВД ПП

    Экспертно-аналитический центр «Экотерра»
    Экологическое сопровождение деятельности промышленных предприятий, управление отходами, услуги экологического аудита и сертификации по стандарту ISO 14000.

    Вторчермет, ООО
    ➊ Компания "Вторчермет" покупает и вывозит лом черных и цветных металлов в оптовых объемах! Работаем с частными и юридическими лицами Москвы и Московской области на постоянной основе, заключае...

    ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    Wasma-2019
    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    Getca-2019

    СДЕЛАЙ САМ
    МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

    © 2007-2019 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
    Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
    Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Sun, 18 Aug 2019 18:12:29
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения