Rosfeo
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22046

ЖУРНАЛ ТБО (№4 2022)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Safety Operation Manual of Double Shaft Shredder
Сообщений: 1
Последнее сообщение: 26.05.2022 11:23


"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Сообщений: 718
Последнее сообщение: 24.05.2022 21:20


Целесообразность применения инсинератора для отходов
Сообщений: 4
Последнее сообщение: 21.05.2022 10:06


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 5482443
Последнее сообщение: 19.05.2022 19:32


"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Просмотров: 394491
Последнее сообщение: 24.05.2022 21:20


Способы сбора и транспортировки ПЭТ.
Просмотров: 343773
Последнее сообщение: 26.03.2022 19:07


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

rop

Главная страница / Новости индустрии бытовых отходов и использования вторичного сырья

Мусорные кластеры Ямала: насколько эффективны концессионные механизмы 24.01.2022


Материал прочитан 134 раза и оценен
0
Ямало-Ненецкий АО является одним из лидеров по числу реализуемых проектов в сфере развития инфраструктуры. Этому способствует гармоничное сочетание богатых бюджетных возможностей субъекта и рациональный подход к структурированию проектов, что несомненно представляет интерес для отраслевых экспертов, инвестиционных институтов, государственных органов.

Сейчас в ЯНАО реализуется масштабный проект в рамках достижения целей национального проекта «Экология», в одном из наиболее важных направлений — обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). На территории округа предполагается создание одновременно трех новых современных кластеров по сортировке, переработке и захоронению ТКО мощностью не менее 100 тыс. т в год каждый.

Как писали «Ведомости.Экология», они будут включать в себя автоматизированные мусоросортировочные и мусороперегрузочными комплексы, станции и площадки временного накопления отходов. Реализация проектов предполагается с привлечением частных инвестиций на основе концессионных механизмов. Расчетный объем капитальных вложений, с учетом стоимости привлечения кредитных ресурсов, составит около 9 млрд руб.

Концессионер будет обязан создать объекты и приступить к эксплуатации не позднее 31 декабря 2024 года. В соответствии с графиком достижения показателей нацпроекта «Экология», к указанной дате должна быть создана соответствующая инфраструктура, обеспечивающая обработку и минимизацию полигонного захоронения отходов.

Таким образом, в относительно сжатые сроки (менее трех лет) будет необходимо выполнить полный объем проектно-изыскательных работ, пройти все виды экспертиз и согласований, провести строительство, получить необходимую разрешительную документацию, включая лицензии и организовать эксплуатацию. Учитывая, что это будут greenfield-проекты в условиях Крайнего Севера, подписываться под жесткие сроки реализации — весьма рискованно, ведь не все в полной мере зависит от проектировщиков и строителей. Здесь необходимо принимать во внимание результаты изысканий, общественных слушаний, обеспеченность инженерной инфраструктурой и т. д.

Условиями концессионного соглашения зафиксирована принципиальная позиция окружного правительства относительно предельного объема инвестиций концессионера, подлежащих возмещению за счет бюджета, его увеличение не допускается ни при каких обстоятельствах. В таком подходе проявляется рациональность в расходовании бюджетных средств, стремление обеспечить защиту интересов государства и потребителей, что безусловно является одним из ключевых приоритетов. Однако всегда следует учитывать конкретные обстоятельства реализации проектов и их особенности.

Попросивший об анонимности региональный эксперт так их прокомментировал: «В ямальских проектах до сих пор неясен полный объем строительных работ и реальных расходов. На сегодняшний день на территории ЯНАО не имеется объектов, аналогичных тем, что планируются к строительству. Кроме того, как показывает динамика цен 2021 года, произошел значительный рост цен на различные виды материалов, прежде всего металла, а ключевая ставка ЦБ РФ выросла почти вдвое. В таких условиях слишком велики риски не уложиться в твердую цену контракта и построить объект себе в убыток. Концессионер вообще может оказаться неспособен привлечь дополнительное финансирование и завершить строительство».

В правительстве округа наличие таких рисков концессионера признают, но каких-либо конкретных механизмов их устранения не предлагают. «Увеличение стоимости строительства относится к рискам концессионера, оно должно быть профинансировано им за счет собственных или привлеченных ресурсов и не влечет автоматического увеличения предельного размера инвестиционного платежа, выплачиваемого концессионеру за счет средств окружного бюджета. Мы не считаем необходимым финансировать такие расходы за счет адресных инвестиционных программ или пересмотр предельных технико-экономических показателей объектов концессионных соглашений», — пояснили «Ведомостям.Экологии» в департаменте энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО.

Отметим, что в ряде городов ЯНАО эксплуатируются комплексы по сортировке, переработке и захоронению ТКО меньшей мощности, в связи с чем ни один из операторов, работающих сегодня в округе, не подал заявок на участие в конкурсе. Возможно, потому, что понимал, что заведомо не прошел бы квалификационный фильтр.

В итоге ко второму этапу конкурса – подаче ценовых заявок — оказались допущены проектные SPV-компании, представленные холдингами «ЭкомашГрупп», «Террикон» и «Экос».

Остался без ответа вопрос редакции к правительству ЯНАО, отвечают ли указанные компании ожиданиям о технологическом лидерстве в отрасли, реальной способности организовать строительство и эксплуатацию сложных производственных объектов. Ведь речь идет об Арктике, здесь нужно соблюдать повышенные экологических требования. Было лишь указано, что «в конкурсную документацию были включены требования о наличии у потенциальных участников опыта создания объектов по обращению с отходами, аналогичных тем, которые планируется создать на территории конкретного муниципалитета».

Условиями концессии предусматривается глубокая погруженность концедента в процесс организации строительства и жесткий контроль за его ходом. Без предварительного согласования с властями инвестор не имеет возможности привлечь проектировщика и генерального подрядчика, утвердить техническое задание и направить на государственную экспертизу проектную документацию, самостоятельно подписывать акты приемки выполненных работ и т. д. Организован и контроль за расходованием денежных средств.

По словам Дмитрия Афанасьева, руководителя департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО, «наличие подобных положений, как правило, обусловлено объективным желанием концедента обеспечить непрерывность и эффективность, как строительства, так и эксплуатации объектов единым лицом – концессионером (победителем конкурса)».

Одновременно предусматривается и подробно регламентируется механизм передачи концессионером построенного объекта во владение и эксплуатацию иному лицу (оператору), т.е. обеспечивается возможность построить объект, но в дальнейшем его не эксплуатировать, передав эту функцию третьему лицу.

Эксперт так прокомментировал эти условия: «Напрашивается вопрос о целесообразности концессии как механизма реализации этих проектов. Округ располагает необходимыми деньгами, строительный блок регионального правительства вполне компетентен и способен организовать и контролировать ход строительства. Уж и строили бы сами, а затем передали в эксплуатацию кому-то из профессионалов. В ситуации, когда инвестор ограничится лишь строительством объектов под полным контролем того, что, как и кому следует строить, при этом получая полную компенсацию из бюджета, а эксплуатацию передаст кому-то другому, это сильно смахивает на традиционный договор строительного подряда с кредитованием заказчика в виде отсрочки расчетов и уплатой процентов, а сама суть концессии, как государственно-частного партнерства теряется».

Анализ финансовой отчетности претендентов на статус концессионера за 2020 год, размещенной в открытых источниках, показывает, что ни один из них не располагает достаточными объемами собственных ресурсов для реализации проектов и будет вынужден привлекать заемное финансирование с соответствующими механизмами обеспечения.

Из открытых источников следует, что за 2020 год выручка «Экоса» составила 12,7 млрд руб., чистые активы — 575 млн руб., соответствующие показатели «ЭкомашГрупп» —1,8 млрд руб и 365 млн руб., «Террикона» — 142 млн руб. и 35 млн руб.

Как показывает практика, кредитное финансирование подобных проектов достигает 80-85% требуемого объема инвестиций, а оставшуюся часть инвестору предлагается вложить самостоятельно, чтобы обеспечить баланс интересов всех его участников.

Исходя из того, что требуемый объем вложений по каждому из объектов на инвестиционной стадии составляет около 3 млрд руб., объем собственных вложений концессионера может составить 450-600 млн руб. в каждом проекте. Учитывая данные финансовой отчетности потенциальных концессионеров, это представляется весьма амбициозной задачей, решение которой, очевидно, подразумевает поиск соответствующих источников финансирования, поддерживающих и обеспечивающих механизмов.

Меж тем, по мнению правительства ЯНАО, «проекты могут быть реализованы и без дополнительных мер государственной поддержки», поскольку существенная часть расходов на создание объектов будет компенсироваться за счет средств окружного бюджета.

Особенностью ямальских проектов ТКО является то, что возмещение вложений инвестора и обеспечение окупаемости осуществляется полностью за счет средств бюджета, в тарифы будут включаться исключительно расходы на эксплуатацию построенных объектов.

Конкурсной документацией и проектами концессионных соглашений предусмотрены расчетные значения необходимой валовой выручки концессионера на первый (базовый) год эксплуатации объектов, с последующей индексацией в установленном порядке. При этом, постатейной расшифровки и методики расчета не приводится. Ее анализ показывает, что две трети валовой выручки могут уйти на налоги на имущество и на прибыль, а собственно на эксплуатацию, прежде всего заработную плату, ремонты и прочие традиционные статьи расходов, останется явно неадекватная величина.

«Конкурсной документацией предусмотрены расчетные значения необходимой валовой выручки концессионера, которые могут корректироваться, с учетом его фактических расходов», — поясняют в правительстве ЯНАО.

Вместе с тем одним из критериев конкурсного отбора является индекс эффективности операционных расходов, предлагаемый претендентами, который в последующем будет применяться при утверждении необходимой валовой выручки (НВВ).

Мнение эксперта: «Получается, что указанная в конкурсной документации величина валовой выручки имеет какой-то чисто символический смысл и никого ни к чему не обязывает. Интересная конструкция, когда для победы в конкурсе надо предложить не наименьшую величину НВВ, необходимой для эксплуатации, по аналогии с расходами на строительство, а только индекс эффективности, который будет применяться к какой-то, пока никому не известной величине, фактический размер которой все узнают позже, когда инвестор построит объект и поймет, в какие же деньги ему будет обходиться эксплуатация».

Нередко, в целях стимулирования частных инвестиций и одновременно снижения тарифной нагрузки на потребителей, региональные власти устанавливают налоговые льготы и целевые субсидии на покрытие части эксплуатационных расходов. Однако, как следует из полученного ответа на запрос, в контексте реализуемых проектов окружные власти не видят необходимости предоставления концессионеру налоговой или иных форм государственной поддержки. Возможно, расчет строится на возможности получения выручки от обработки и захоронения иных видов отходов, не являющихся коммунальными и не подпадающих под государственное тарифное регулирование и контроль.

https://www.vedomosti.ru/


Обсудить новость в форуме


Кому достанется новосибирский мусор после банкротства регоператора 24.01.2022 «РТ-Инвест» и «ВкусВилл» запустили совместную программу лояльности 24.01.2022

Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Договор с регоператором для удаленных объектов
Наконец-то начатая еще в 2016 г. реформа обращения с ТКО подходит к своему завершению, и практичес...
Особенности ведения учета отходов на полигоне ТКО
Действующее законодательство в области обращения с отходами предписывает вести учет по классам и в...
Загрязнитель платит: кто и сколько?
В послании главы государства Федеральному собранию особое внимание было уделено необходимости п...
Что лежит в контейнере, или в чем опасность неопасных ТКО
В прошлой статье цикла мы выяснили, что ТКО – это малоопасные и неопасные отходы IV и V классов оп...
Обеззараживание медицинских отходов классов Б и В на территории медицинской организации
Вопросы обращения с медицинскими отходами на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 ...
Проблематика законодательства глазами регоператора. Часть 3
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с регоператором, в...
Новые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО
Поправки в закон № 89-ФЗ, приравнявшие сжигание ТКО к утилизации, вызвали немало тревоги – несмот...
Новая система обращения с промышленными отходами
В этом году в России стартовала реформа в сфере обращения с промышленными отходами. В составе нац...



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ростполипласт
Переработка вторичных полимеров, покупка отходов производства, лома тары

ООО "Резерв"
Сбор, транспортирование и размещение (в части захоронения) отходов III-IV класса опасности. Лицензия от 27.09.2017г. серия 63 № ОТ-0171 rezerv6367@mail.ru

ООО РосЭкоПром-М
Сбор и вывоз отходов производства и потребления

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2022 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Sat, 28 May 2022 00:54:45
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения