Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22185

ЖУРНАЛ ТБО (№3 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

siz2024

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Русская смекалка против технологий США: «Мусор — в лес? В Сан-Франциско такого нет»"


Сергей Логинов для 66.ru
апрель 2015 г.

В Екатеринбург приехал чиновник из департамента экологии Сан-Франциско. Рассказывал нам о правилах, которые позволяют свести объемы городского мусора до ноля. А мы ему — о национальных способах обходить любые правила.

Муниципальный служащий Алекс Дмитриев руководит программой «Zero Waste» («Ноль отходов») в департаменте экологии Сан-Франциско. Его задача — оправдать название программы и до 2020 года сделать так, чтобы весь мусор, производимый мегаполисом, отправлялся не на свалку, а на переработку для вторичного использования.

По приглашению Генконсульства США Алекс колесит по городам Урала и рассказывает владельцам мусороперерабатывающих заводов и чиновникам, как работают с вторсырьем за океаном. Заглянул и к нам в редакцию.

В теории технология ликвидации отходов в Сан-Франциско работает так же, как ее представляют в Екатеринбурге: граждане раскладывают свой мусор по разным контейнерам (отдельно — органика, отдельно — пригодные для вторичного использования материалы), отходы вывозят, еще раз сортируют и отправляют утильную фракцию на вторсырье. Но это в теории. По факту результаты несопоставимы.

— Алекс, сколько мусора в Сан-Франциско отправляется на вторсырье?
— Достаточно много: 75–80%.

— В Екатеринбурге единственный мусоросортировочный комплекс отправляет на вторичную переработку всего 11% ТБО. Хотя система в теории похожа на вашу. Что мы делаем не так?
— Один из факторов, который помогает нам увеличить процент отправляемых на переработку отходов, — это углубленная и развитая система сбора пищевого мусора. Она включает все сектора: частные и многоквартирные дома, коммерческие организации. Пищевые отходы составляют не меньше 35% в общем потоке мусора.

Я не знаю, как в Екатеринбурге ведут кампанию по экологическому воспитанию жителей. Но это очень важно. Мы уделяем этому много времени и сил. В департаменте экологии Сан-Франциско целый отдел занимается только и исключительно работой с населением. Чем больше людей осознают необходимость раздельного сбора мусора, тем выше процент изъятого из отходов вторсырья. Зависимость здесь прямая.

— Как объяснить людям, что мусор надо раскладывать по отдельным контейнерам? Надо ведь дойти до каждого и найти правильный мотив.
— Здесь надо разделять жилые дома и бизнес. Если говорить о домохозяйствах, то наибольшее воздействие имеет образовательная работа на местах. Людям надо показывать и рассказывать, как они влияют на окружающую среду. Мы объясняем: сортировать мусор — это очень просто, но эффект от этого просто неоценим. Если говорить о бизнесе, то здесь один мотив — деньги. Компаниям должно быть выгодно сортировать отходы.



Теоретически система сбора, вывоза и сортировки мусора в Екатеринбурге вполне логична и дееспособна. Но на практике все выходит очень грустно: за год город производит порядка 600 тыс. тонн отходов, из них на сортировку попадает только 10,5 тыс. тонн. Остальное по-прежнему едет на свалку.

— Когда в Екатеринбурге запускали программу дуального сбора отходов, ее тоже сопровождали воззваниями о том, что природу надо беречь. Если не все, то многие у нас понимают: дальше расти городские свалки уже не могут. Тем не менее разноцветные контейнеры появились далеко не во всех дворах. Мне кажется, это связано, например, с тем, что вывоз отсортированного мусора — это банально дороже. И многие управляющие компании не видят в этом никакого смысла. Так что и в работе с населением вопрос денег очень важен.
— Да. Реальность такова, что раздельный вывоз — это дорого. Здесь важно так структурировать тарифную систему, чтобы это было не очевидно. И еще о том, что касается работы с населением: она должна быть невероятно активной. Чтобы система заработала, надо прийти буквально к каждому — постучать к нему в дверь.

К примеру, чтобы продвигать раздельный сбор мусора, жителям многоквартирных домов мы бесплатно раздаем мусорные ведерки для органики и специальные пакеты, которые разлагаются при компостировании. Приносим им литературу — подробные инструкции о том, что именно можно складывать в контейнеры для вторсырья, а что — в ведерко для органики.

— Но для того чтобы прийти домой к каждому, потребуется целая толпа муниципальных служащих.
— Да. Людей нужно много. У нас этим занимаются студенты. Они нарабатывают опыт работы с населением…

— А муниципалитет экономит фонд оплаты труда…
— Нет-нет. Мы им платим. Хотя, если бы они это делали бесплатно, было бы, конечно, здорово.

— Как я понял, на экологию в Сан-Франциско тратят существенную часть городского бюджета.
— Нет. Муниципалитет не тратит на эту программу ни единого цента.

— Откуда деньги?
— Все затраты заложены в тарифы для населения и бизнеса. За это платят производители мусора. В большей степени расходы ложатся на бизнес. Те деньги, которые они перечисляют, частично субсидируют тарифы для частных лиц.

— Почем мусор? Сколько, к примеру, за вывоз бытовых отходов платит житель многоквартирного дома?
— Про многоквартирный дом не скажу. Там все сложно: общий счет оплачивает владелец здания, и как он распределяет всю сумму по квартирам, я не знаю, это его дело. Но, к примеру, семья, проживающая в своем, отдельном доме, перечисляет ежемесячно 25 долларов. В эту сумму входит еженедельный вывоз трех контейнеров: один везут на свалку, второй — на вторичную переработку твердых бытовых отходов; третий, с органическим мусором, — на компостирование.



В Сан-Франциско система очень похожа на екатеринбургскую (если не учитывать нюансы типа трех контейнеров вместо двух). Но ее коэффициент полезного действия сильно выше — 75–80% отходов вместо свалки отправляются на вторсырье. Во всяком случае так утверждает Алекс Дмитриев.

— 25 баксов — это довольно много.
— Нет. Не много. Последний раз тарифы мы поднимали в 2010 году: с 23 долларов увеличили до 25. Но ни одной жалобы по этому поводу не было. Надо понимать, что Сан-Франциско — это один из самых дорогих городов США. 25 долларов в этом городе — смешная, незаметная сумма.

— Бизнес вовлечен в процесс сбора и переработки мусора? Частные компании этим занимаются, или отходы — это работа муниципалитета?
— Весь процесс — от вывоза мусора до продажи вторсырья — контролирует частная компания. Она получает абсолютно все деньги и весь поток бытовых отходов города. Большую часть утильной фракции она отправляет морем в Азию. И она финансирует наш департамент.

— Всего одна компания? Почему?
— Это очень длинная история. В 1932 году сбором и переработкой мусора в Сан-Франциско занимались 98 компаний. Но город сказал: нет, так не годится, это безумие, вас слишком много. И новые лицензии, дающие право заниматься бытовыми отходами, выдавать перестали. Был принят специальный закон, который четко прописал стандарты отрасли, установил единые тарифы. Годами шел процесс слияний и поглощений. Число компаний сокращалось. К шестидесятым годам осталось всего две компании, они контролировали все 98 лицензий. В конце концов выжила только одна.

— Но это ведь неправильно. Отсутствие конкуренции ведет к деградации рынка.
— Я согласен. Конкуренция — это хорошо. Особенно — для снижения цены. Но город так не считает. Чтобы у монополиста появился хоть один конкурент, надо менять законодательство. Вопрос необходимо выносить на всеобщее голосование. За последние годы были предприняты три попытки это сделать. Ничего не вышло. Подавляющее большинство — 75% населения — голосует за то, чтобы ничего не менять.

К тому же, когда на рынке работает всего одна компания, ее относительно просто контролировать. Наш департамент выстроил с ней нормальные отношения, кроме того, она зарабатывает очень хорошие деньги и боится их лишиться. В ее интересах работать так, чтобы мы, муниципальные служащие, были всем довольны.

— По вашей логике, в идеале с рынка вообще надо выгнать частную компанию и передать все ее функции городской власти. Так контроль будет еще жестче и проще. Верно ведь?
— Горадминистрация не сможет работать так же эффективно, как частная компания. В руках бизнеса сосредоточена вся инфраструктура. Чтобы забрать функции по сбору, вывозу, захоронению и сортировке мусора, муниципалитету потребуются огромные инвестиции. Таких денег в бюджете нет. Кроме того, власть не так эффективна, как бизнес. Если бы мы занимались отходами сами, тарифы были бы несравнимо выше.

«Компания, ответственная за вывоз и переработку всего мусора в Сан-Франциско, за год зарабатывает 260 миллионов долларов. Из них только 20 миллионов она делает на продаже вторсырья. Остальное — платежи граждан».

— В Екатеринбурге, к слову, основной объем работы с мусором контролирует именно муниципалитет: ему принадлежат все свалки, мусоросортировочной завод и самая крупная в городе компания, занимающаяся вывозом отходов. Вы считаете, что это неверная стратегия?
— Вовсе нет. В США очень много городов, которые сами занимаются вывозом мусора. И я не могу сказать, что у них это не выходит. Нормально. Справляются.

Мусор — это хороший бизнес? Сколько компания зарабатывает на платежах жителей и на продаже вторсырья?
— Ее доход за год — 260 миллионов долларов. Из них только 20 миллионов компания делает на продаже вторсырья. Остальное — платежи граждан.

— Как вы контролируете процесс вывоза, сортировки и переработки отходов?
— Контроль за качеством сырья проходит на всех этапах. Начинается все с водителя мусоровоза, который обязан проследить за тем, чтобы как можно меньше стекла и пластика, к примеру, попало в органику. Иными словами, он должен убедиться, что мусор разложен по контейнерам правильно. Кроме того, сырье сортируют и на площадке компостирования: из органики лишние вкрапления убирают сначала автоматически, а потом — вручную…

— Я немного не о том. Как вы следите за тем, чтобы компания добросовестно выполняла свои обязанности? Я вам объясню на простом примере: в Екатеринбурге систему раздельного сбора отходов, к примеру, сильно дискредитируют конкретные исполнители на местах — водители мусоровозов. Есть случаи (и их много), когда на площадку с разноцветными контейнерами приезжает одна машина и на глазах у жильцов и утиль, и органику сваливает в одну кучу. Просто потому что им лень два раза ездить на одну помойку. Понятно, что после такого всякое желание сортировать мусор у граждан отпадает.
— У нас такого не было ни разу.

— Как так? Лень и халатность — явления международные. Я не верю в то, что у вас просто не существует безответственных мусорщиков.
— Наверное, у нас просто надзор лучше. И система построена иначе. Во-первых, одна машина не забирает все отходы. У них есть жесткая специализация: один мусоровоз загружает органику, другой — твердые отходы на переработку и на свалку. И у водителя нет мотива схалтурить, чтобы не ездить два раза. От того, что он свалит все в одну кучу, его трудозатраты только увеличатся: придется везти больше.

— Тем не менее вы за ними следите. Как? В каждый грузовик контролера не посадишь.
— Каждый грузовик оборудован радиочастотным чипом. Отдельный датчик следит, где и какой именно бак он поднял и выгрузил к себе в кузов. Если возникают какие-то сомнения, если поступают жалобы, мы можем поднять эти данные и проследить за работой любой машины. Кроме того, у нас есть наблюдатели, которые периодически ездят по районам работы мусоровозов и приглядывают за ними.

«Сан-Франциско — очень густонаселенный город. Свободных площадок, куда можно было бы незаметно свалить большие объемы отходов, там просто нет».

— Контролем занимается ваш департамент или сама компания?
— Сама компания.

— Вы ей настолько доверяете?
— Да. Это в ее интересах. Потому что департамент экологии решает, сколько денег она заработает. Она от нас зависит. Каждые пять лет мы смотрим на ее расходы и доходы. И на основе этих данных выставляем тариф. То есть от нас зависит, сколько она заработает в следующие пять лет.

Причем тариф включает в себя обязательную прибыль в 9%. Но в нем заложены еще 2%, которые организация получит только в том случае, если выполнит определенные требования, достигнет определенных показателей. Два процента от 260 миллионов долларов — 5,2 миллиона. Как вы понимаете, ради такой суммы стоит постараться.

— О каких показателях идет речь?
— Один из таких показателей, например, объем мусора, который компания вывозит на свалку, не пускает в утиль. Задача компании — максимально сократить этот объем. Но, к сожалению, последние два года она не может достичь установленных департаментом нормативов.

— Знаете, как эту задачу легко и просто выполнили бы перевозчики мусора в Екатеринбурге?
— Как?

— Они бы увезли мусор не на свалку, а в лес.
— Серьезно?

— Конечно. Особенно если речь идет о пяти миллионах долларов потенциальной прибыли.
— У нас такого нет. Наверное, потому что у нас нет леса. Сан-Франциско — очень густонаселенный город. Свободных площадок, куда можно было бы незаметно свалить большие объемы отходов, там просто нет.

— Зато у вас есть океан.
— Да. И в тридцатые годы туда активно сбрасывали мусор. Очень много мусора. Но делали это совершенно легально: для того чтобы создать искусственную сушу, расширить территорию города.

А по поводу вашего примера — я даже не знаю... Наверное, надо как-то ловить и наказывать. Отнимать лицензию, например.
Источник: 66.ru


Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Основные направления совершенствования законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами
Из года в год российская система обращения с отходами претерпевает серьезные изменения, которые кас...
Классификация продолжается
Сейчас мало кто вспомнит, когда началась эпопея с двумя классификациями отходов производства и пот...
От профстандартов к квалификации работников, допускаемых к обращению с отходами
В январе 2021 г. Минприроды России выпустило Письмо от 18.01.2021 № 25-50/321-ОГ по вопросу обязат...
Прогноз перспектив и последствий регулирования обращения с ТКО
Удаление отходов – это прежде всего функция обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности ...
Новые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО
Поправки в закон № 89-ФЗ, приравнявшие сжигание ТКО к утилизации, вызвали немало тревоги – несмот...
Кому не нужен раздельный сбор
Раздельный сбор – это некий идеал, о котором надо говорить с придыханием, но в жизни ему не место. ...
Способ термобарического обеззараживания активного ила
Ужесточение экологических и санитарно-эпидемиологических норм требует разработки новых технологий, о...
Обращение с отходами I–IV классов опасности: проект Административного регламента
19 декабря 2019 года на портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru был размещен...




reestr2023

КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ООО "Монолит-Сервис"
Переборка мусора

ООО "ТрейдАктивРесурс"
Торговля оборудованием для переработки лома и отходов вторичных металлов (прессы, ножницы) производства КНР. Поставка, пуско-наладка, обучение, обслуживание.

СПЕЦТРАНС, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД,
Машины со сменными кузовами (типа «мультилифт») на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КАМАЗ. Мусоровозы с прессователями, с боковой загрузкой; всесезонные подметально-уборочные машины.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Sat, 20 Apr 2024 06:24:31
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения