4-й Евразийский Конгресс по электронному лому и утилизации отходов транспортных средств САПС
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 21213

ЖУРНАЛ ТБО (№3 2019)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

ВэйстТэк-2019

KazWaste
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Новая система обращения с отходами
Сообщений: 115
Последнее сообщение: 18.03.2019 14:15


«Зеленая генерация» энергии из свалочного газа на полигонах Подмосковья
Сообщений: 3
Последнее сообщение: 15.03.2019 10:42


Поддержите проект
Сообщений: 4
Последнее сообщение: 09.03.2019 12:38


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Новая система обращения с отходами
Просмотров: 30069
Последнее сообщение: 18.03.2019 14:15


Патентование
Просмотров: 13309
Последнее сообщение: 17.01.2019 10:02


Переработка литиевых батареек
Просмотров: 7302
Последнее сообщение: 14.01.2019 12:20


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

Mir Expo-2019
КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия: 8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Что коммерческого в коммерческом учете ТКО?"


А. И. Гаркуша, движение «РазДельный Сбор»
"ТБО" № 3'19

Тема коммерческого учета ТКО в последние месяцы находится на пике интереса у физических и юридических лиц. Слово «коммерческий» наводит на мысль, что речь идет о рыночных отношениях, однако после изучения нормативноправовой базы, регулирующей вопросы учета ТКО, становится понятно, что собственники отходов являются заложниками региональных операторов, которые составляют типовые договоры на основе собственных предпочтений, и словосочетание «стороны согласились» из формы типового договора в постановлении Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 воспринимается ими, скорее, как вежливость. Справедливости ради отметим, что у региональных операторов выбор тоже невелик, если они хотят выполнить поручения правительств субъектов РФ и при этом не обанкротиться.

Постараемся разобраться, в чем недостатки предложен ной Минстроем системы «коммерческого» учета ТКО и как их нужно исправлять.

КАК ПОСЧИТАТЬ ОТХОДЫ?

Когда вы приходите в магазин, в котором все коммерческое, вплоть до скидок, ваши покупки на кассе учитываются либо по весу, либо по объему. Допустим, вы купили 3 л молока, 2 кг сахара и батон весом 350 г.

Если вы хотите сэкономить деньги, вы не спорите с кассиром по поводу цены товара, а просто выкладываете часть продуктов обратно на полку или ищете другой магазин, где подешевле. Теперь посмотрим, что нам предлагают Правила коммерческого учета ТКО. Во-первых, мы лишены возможности «пойти в другой магазин, где подешевле». Мы вынуждены покупать услуги у монополиста по единому тарифу, причем часть услуг нам однозначно навязана: ведь мы можем и сами рассортировать многие свои отходы без участия сортировочных линий. На этом этапе коммерцией и не пахнет.

Далее, в п. 5 постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 написано, что коммерческий учет ТКО может вестись по нормативам, по объемам контейнеров и по массе.

Но следующий же пункт (п. 6) конкретизирует, что для собственников ТКО используются только первые два варианта. Таким образом, у собственников ТКО уже отобрали один инструмент для экономии. А может быть, какой-то владелец частного дома или ТСЖ купил бы себе весы для взвешивания ТКО, перед тем как передать их региональному оператору, – это вполне реализуемый сценарий.

В то же время п. 8 постановления сообщает нам, что при раздельном накоплении ТКО учитываются по объему контейнеров. Логично предположить, что если у вас нет раздельного накопления, то у вас есть выбор – учитывать ТКО по нормативам или по объемам образования, а если раздельное накопление есть – тогда только «по факту». Однако Минстрой, усугубляя несправедливость, трактует данные формулировки однозначно: при раздельном накоплении – «по факту», без раздельного накопления – по нормативу – и закрепляет такое свое видение в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), предлагая такие формулы расчета оплаты обращения с отходами, которые однозначно делят людей на два сорта: тех, у кого есть раздельное накопление ТКО, и тех, у кого его нет.

Пикантная подробность состоит в том, что раздельное накопление ТКО (именно ТКО!) может осуществляться только региональным оператором либо с его письменного разрешения (п. 21 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменений…»).

Следовательно, собственники ТКО могут рассчитывать на учет по объемам фактически образованных отходов только в случае, если региональный оператор захочет внедрять раздельное накопление отходов. Как правило, региональный оператор не хочет этого делать, потому что или у него нет регламентов для этого, или в его тариф не заложены расходы на контейнеры, или уже закуплены сортировочные мощности, и т. д.

У регионального оператора причин не внедрять РНО значительно больше, чем причин внедрять его. Однако даже если региональный оператор и обеспечивает раздельное накопление, стоимость вывоза отходов не меняется: для обращения с ТКО утвержден единый тариф. Перспектива получить дифференцированный тариф на вывоз раздельно накопленных отходов призрачна, так как никто не знает, как его посчитать, а зарубежный опыт в вопросах дифференциации платы почему-то не котируется.

Таким образом, несмотря на присутствие слова «коммерческий» в названии документа, в условиях сегодняшней нормативно-правовой базы никакой коммерции при учете ТКО нет. Есть формализованное принуждение собственников ТКО передавать свои отходы монополисту по навязанным ценам за заведомо не соответствующее действительности количество отходов.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?

При размышлении на тему «зачем нужны нам эти нормативы» напрашивается вывод, что в отсутствие актуальной системы учета образования и движения ТКО нормативы используются, чтобы иметь хоть приблизительное представление о том, сколько образуется отходов, и предусмотреть их дальнейшую судьбу. Как мы видим, система эта работает очень плохо, иначе у нас не случались бы мусорные коллапсы в Подмосковье и в других регионах России.

Чтобы создать эффективную систему учета образования отходов, надо перестать опираться на нормативы и начать считать фактическое количество ТКО. Взвешивать ТКО на объектах обращения с отходами недостаточно, потому что это не дает полной картины масштабов образования отходов в жилом секторе и тем самым лишает аналитической базы.

Еще одна (и архиважная!) функция учета ТКО «по факту» в местах образования – это стимулирование собственников к сокращению образования ТКО в целях снижения нагрузки на окружающую среду.

К сожалению, поднять уровень экологической культуры за один-два года будет затруднительно (но надо начинать!), а вот «коммерческие» аргументы доходят до сердец жителей гораздо быстрее. Все цивилизованные страны применяют принцип «плати за то, что выкинул», и это работает.

Система нормирования образования и накопления отходов, положенная в основу планирования развития сферы обращения с отходами, – это одна из краеугольных ошибок реформирования, ведущая не только к искажению картины текущего положения вещей, но и к «сбиванию прицела» в будущем. Закладывая в территориальные схемы данные о перспективных объемах образования ТКО на основе нормативов, мы экстраполируем в будущее наше сегодняшнее бедственное положение, вместо того чтобы поставить цель по снижению образования отходов и разрабатывать планы по ее достижению.

В результате региональные операторы, которые рассчитали свои тарифы на основе нормативных объемов, упираются как могут в своем нежелании получать плату за ТКО, подсчитанные «по факту». Подогревает их в этом упорстве опасение, что из-за перекосов в расчетах (по количеству жителей или по метражу) для части собственников отходов эти суммы станут неподъемными и усугубится кризис неплатежей. В таком случае взимание оплаты по нормативу дает гарантированное право регоператору получить «свое» хотя бы через суд.

К слову сказать, в судах тоже сидят люди, которые продираются через амбивалентность постановлений правительства с разными результатами. Например, 14-й арбитражный апелляционный суд своим постановлением от 04.12.2018 по делу № А44-5980/2018 присудил одной из УК Великого Новгорода заключить договор с региональным оператором на учет ТКО по нормативам, опираясь на то, что постановление № 354 указывает на использование нормативного способа начисления платы для жителей, хотя рассматривался спор между двумя юридическими лицами. Тем самым 14-й арбитражный апелляционный суд отменил решение суда более низкой инстанции, принявшего сторону УК. Такие разные решения в делах, проще которых, казалось бы, «не бывает» (ведь это постановление правительства!), говорят нам о том, что нормативно-правовая база требует существенных доработок.

Все это, вместе взятое, нагнетает социальную напряженность и не стимулирует граждан доверять своему правительству. И самое обидное, что такая учетно-платежная конструкция не соответствует целям государственной политики, потому что если вы платите по нормативу, то вы не будете стремиться сокращать количество отходов в принципе, а значит, нам понадобятся новые и новые полигоны.

КАК ИЗМЕНИТЬ ЭТУ СХЕМУ?

В народе говорят: «Ломать – не строить». Это означает, что испортить проще, чем постараться и сделать хорошо. Поэтому мы не призываем все разрушить одним приказом, а настаиваем на пошаговом плане с правильным целеполаганием. Цель у нас не изменилась:
сокращать продуцирование отходов, больше перерабатывать и меньше захоранивать. Чтобы все именно к этому и шло, нужно сделать захоронение на полигонах крайне невыгодным для собственников отходов и для региональных операторов, а действия, ведущие к сбору и передаче вторсырья на утилизацию, – средством заработать или хотя бы сэкономить. А это значит, что у каждого собственника отходов должна быть индивидуальная финансовая ответственность за каждый килограмм или кубометр образованных им ТКО, а также индивидуальная возможность сокращать количество этих ТКО за счет участия в раздельном накоплении. Для этого отходы надо учитывать по фактически образованным количествам.

Пока не налажен полноценный и актуальный учет образования ТКО «по факту», в территориальных схемах все равно будут отражаться нормативные цифры. Но цель сокращения образования отходов должна быть поставлена однозначно с первого же года введения новых отношений и подкреплена эффективными мерами по предотвращению образования отходов.

Переходный период может занять от двух до пяти лет в зависимости от интенсивности реализации планов. За пять лет уже можно будет свести воедино данные учета реально образующихся ТКО, сделать выводы и наметить дальнейшие цели. Хотелось бы побыстрее, но гораздо важнее, что планирование будет строиться на устойчивом фундаменте актуальной статистики. Чтобы региональные операторы не «тянули одеяло на себя», придется изменить методику расчета единого тарифа, поставив заработки регоператоров в зависимость не от валовой выручки, а от объемов вторичного сырья, направленного на утилизацию.

Учет ТКО «по факту» в реалиях, когда пакет с мусором забрасывается в контейнер соседнего дома только потому, что это по дороге к метро, а вы опаздываете на работу, – сложная задача. Но вполне решаемая, пусть и не сразу. Закрепляя в нормативно-правовой базе безусловное право собственника отходов выбрать способ их учета, законодатель переложит на него ответственность за количество этих ТКО в мусорном баке. Тогда жители МКД начнут многое осознавать, в том числе что надо принять меры по ограничению доступа к их контейнерным площадкам со стороны «чужаков», и станут искать способы это сделать. Практика пользования одной контейнерной площадкой жителями семи «муравейников» или уйдет в прошлое, и часть парковки превратится в новые места накопления, или «муравейники» научатся договариваться между собой о сотрудничестве и о способах оградить свой мусор от посторонних. Сразу не договорятся – не страшно. Через год, узнав, как сильно экономят друзья в других микрорайонах, они снова вернутся к идее закрыть свои контейнеры на ключ. Возможно, со временем в наших дворах появятся контейнеры, которые будут не только закрываться на ключ, но и взвешивать ваши персональные отходы. Это не фантастика, а зарубежная действительность. Многообразие возможности форм накопления отходов в российских дворах настолько велико, что нет возможности перечислить все варианты. Главное – начать соблюдать принцип оплаты только своих отходов.

Для сокращения количества смешанных ТКО следует сдавать в переработку максимальное количество отходов, годных для этого, включая пищевые. Недаром весь мир интенсивно поворачивается лицом к необходимости отдельного сбора и компостирования пищевых отходов. Жителей поощряют за то, что они участвуют в раздельном накоплении, тем, что вывозят вторсырье бесплатно, а также создают удобную инфраструктуру для этого. И если бесплатный вывоз вторсырья – это пока трудно (но к этому надо идти), то уж создать удобную инфраструктуру мы просто обязаны.

Резюмируя сказанное, хочется подчеркнуть, что как телега не может ехать на разных колесах в нужном направлении, так и реформа не может привести к запланированным целям, если у участников реформы есть конфликт интересов.

В данном случае описан конфликт интересов собственников отходов и региональных операторов. Давайте сделаем коммерческий учет ТКО действительно коммерческим, и одной проблемой в сфере обращения с ТКО станет меньше.

Источник: solidwaste.ru
Подписка на журнал

С полными текстами всех статей
вы можете ознакомиться
на страницах журнала



Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Вот вам тариф!
Повышение тарифов на обращение с отходами для населения – это зло, считают многие. А тариф, зав...
Экологическое законодательство России: основные изменения
В очередной раз предлагаем вашему вниманию обзор изменений, произошедших в законодательстве за прош...
Кому не нужен раздельный сбор
Раздельный сбор – это некий идеал, о котором надо говорить с придыханием, но в жизни ему не место. ...
Правовое регулирование обращения с вторичными ресурсами
Тема вторичных ресурсов уже успела набить оскомину, тем не менее вопрос остается открытым: сущест...
Что коммерческого в коммерческом учете ТКО?
Тема коммерческого учета ТКО в последние месяцы находится на пике интереса у физических и юридиче...
Ни кнута, ни пряника: ошибки в системе РОП
С Д.Г. Кондратьевым, учредителем и генеральным директором АО СОЭМЗ и аналитического агентства «Цент...
Почему не развивается переработка отходов стекла
Стекло – благодатнейший материал: абсолютно экологически чистый, он может быть переработан без по...
Купля-продажа отходов: что важно знать
Можно ли продавать или покупать отходы производства и потребления? Все знают, что можно. Но откуда ...




Круглый стол

ssek


Kommash

КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ООО "Экомашгрупп"
1) Конвейеры цепные, ленточные любой конфигурации 2) Мусоросортировочные комплексы любой производительности и сложности. 3) Мини мусоросортировки от 5 тыс. тонн ТБО в год. 4) Шнеки.

Компания "ПрофКонвейер"
Производство строительного и конвейерного оборудования

ООО "Поли-про"
закупка пластиковых отходов, переработка в гранулу или дробленку. Материалы: полиэтилен, полипропилен, полиамид, полистирол, АБС, поликарбонат

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Wasma-2019
ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

Getca-2019

X Международный форум «Экология» будет посвящен приоритетам экологического развития России

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2019 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Thu, 21 Mar 2019 02:36:31
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения