ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 21216

ЖУРНАЛ ТБО (№3 2019)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

ВэйстТэк-2019

KazWaste
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
«Зеленая генерация» энергии из свалочного газа на полигонах Подмосковья
Сообщений: 5
Последнее сообщение: 22.03.2019 11:07


Новая система обращения с отходами
Сообщений: 115
Последнее сообщение: 18.03.2019 14:15


Поддержите проект
Сообщений: 4
Последнее сообщение: 09.03.2019 12:38


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Новая система обращения с отходами
Просмотров: 30651
Последнее сообщение: 18.03.2019 14:15


Патентование
Просмотров: 13341
Последнее сообщение: 17.01.2019 10:02


Переработка литиевых батареек
Просмотров: 7320
Последнее сообщение: 14.01.2019 12:20


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

Mir Expo-2019
КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия: 8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"РОП умер, да здравствует бюджет?"


Л.П. Ветошкина, к.э.н., ответственный секретарь Комитета ТПП г. Москвы по проблемам экологии и природопользования;
В.М. Венчиков, Ассоциация НК «Координационно-информационный центр государств – участников СНГ»
ТБО № 1

В России традиционно все экологические стратегии, доктрины, проекты, программы, системы, реформы и иже с ними из раза в раз заканчиваются катастрофическим пшиком. Но однажды каким-то чудом в стране был введен всемирно опробованный эффективный механизм РОП, способный в течение считанных лет перевести формирование отходоперерабатывающей отрасли из сферы пустопорожней болтовни в сферу реальной экономики. И что же? От него хотят отказаться, заменив его налогом.

Задача по увеличению сбора и утилизации отходов является одной из главных для уменьшения негативного воздействия на окружающую - среду, и решать ее надо срочно.

Можно признать успешной деятельность Минприроды России по введению с 2016 г. такого важного инструмента сбора и утилизации отходов, как расширенная ответственность производителей и импортеров в части утилизации продукции и упаковки, потерявших потребительские свойства (РОП). Данный механизм находится в стадии становления. Даже в 2017 г. из-за неточности при определении плательщиков экологического сбора не все предприятия внесли сбор и подали декларацию. Не все природопользователи поняли, что они являются плательщиками, и невольно стали нарушителями. Именно поэтому в бюджет поступило в 2017 г. 1,3 млрд руб., а по состоянию на сегодня, по сведениям Росприроднадзора за 2017 г., поступило 2,5 млрд руб.

При активном участии бизнес-сообщества были внесены изменения в нормативные акты и приняты:

  • распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (ред. от 16.06.2018), регулирующее перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (на 2018 г. и последующие годы);
  • распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р, регулирующее нормативы утилизации на 2018–2020 гг.

    Теперь, после устранения неточностей, уточнения формулировок, а также большой разъяснительной работы, проведенной Росприроднадзором, и, как следствие, большего охвата хозяйствующих субъектов, сумма экособора, поступившего в бюджет России, несомненно возрастет (наряду с тем, что одновременно имеет место сокращение перечисления в бюджет экологического сбора в результате самостоятельного исполнения РОП, в том числе путем создания ассоциаций (союзов) производителей, импортеров товаров; активно работают в этом направлении «РусПЭК», РАТЭК, Ассоциация переработчиков электронной и электробытовой техники, СРО «Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры», Национальная ассоциация производителей источников тока «РУСБАТ», Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, НК «Ассоциация производителей шин» и многие другие).

    Основными задачами введения экологического сбора признаны:

  • создание системы сбора отходов товаров и упаковки, подпадающих под требования РОП, в том числе создание пунктов их сбора, регулярное проведение акций по сбору и транспортированию на объекты утилизации по всей территории России (а это значительные транспортные затраты);
  • создание предприятий, осуществляющих глубокую переработку указанных отходов.

    Только в том случае, если эта задача будет успешно выполнена, объем сбора отходов будет соответствовать цели, поставленной Правительством РФ в распоряжении от 25.07.2017 № 1589-р, утвердившем перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Только в этом случае можно серьезно подумать об увеличении нормативов утилизации при запрете уже с 2020 г. захоронения многих распространенных групп отходов.

    Бизнес-сообщество активно обсуждает размер ставок экологического сбора для различных групп товаров и упаковки. В Комитете ТПП РФ по природопользованию и экологии много раз обсуждались эти вопросы, результаты обсуждения направлялись в Минприроды России. Есть противоположные подходы – предложение по увеличению размеров ставок экосбора по ряду групп товаров и упаковки, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2970-р.

    Многие предприятия, обязанные уплачивать экологический сбор, перепоручают утилизацию недобросовестным организациям и получают от них документы о фиктивной утилизации за небольшую плату, существенно меньшую, чем экологический сбор. Чтобы создать отходоперерабатывающую отрасль, необходимо:

    а) повысить ставки экологического сбора;
    б) усилить контроль за организациями, предъявляющими липовые документы об утилизации.

    Нужно также рассматривать нормы, регулирующие РОП, в комплексе с иными меняющимися нормами. Так, если предприятия по сбору, обработке и утилизации электронного и электрического лома отнесут к объектам I и II категорий, то соответствующие ставки экологического сбора надо повышать в 2–3 раза, поскольку перерабатывающие предприятия должны будут удовлетворять повышенные требования по разработке разрешительной документации, по производственному экологическому контролю и др. В случае повышения размера ставок надо использовать собираемые средства не только на строительство сортировочных станций и предприятий по утилизации отходов от использования товаров, но и на создание системы их сбора.

    И органы власти, и ответственный бизнес безусловно признают необходимость повышения качества администрирования, необходимость соблюдения финансовой дисциплины плательщиками экологической платы и экологического сбора, и в этом направлении ведется активная работа.

    Однако Минфин РФ предпринимает вторую попытку введения экологического налога. От аналогичной инициативы в 2003 г. отказались по итогам экспертных обсуждений, прекратив разработку проекта гл. 31 Налогового кодекса РФ.

    Решая проблему путем признания экологического сбора налогом, в проекте Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части включения отдельных неналоговых, платежей в Налоговый кодекс РФ)» Минфин РФ не только отнес к налоговой сфере плату за негативное воздействие – это, возможно, даже окажет оздоравливающее влияние на природоохранную сферу (такой вывод вытекает из крайнего несовершенства системы нормирования, ставящей во главу угла не столько реальные уровни воздействия на окружающую среду, сколько успешное прохождение согласовательных процедур, в свою очередь, зависящее от множества обстоятельств, не имеющих прямого отношения к экологии), – но и пошел дальше и применил тот же подход к сфере РОП, тем самым исключив экологическую суть экологического сбора. Это полностью уничтожает саму идею и возможность самостоятельного исполнения РОП.

    Остается только сбор поступлений в федеральный бюджет по принципу «чем больше, тем лучше». Такое целеполагание является прямо противоположным тому, которое заложено в основу РОП.

    В случае принятия законопроекта, разработанного Минфином России, экологический налог, который будет собираться с предприятий, попадет в консолидированный бюджет Российской Федерации, средства не будут носить целевого характера, позволяющего направить их именно на создание мощностей по переработке отходов и на организацию иных профильных мероприятий.

    Серьезность намерений Минфина России подтверждает удивительный порядок внесения поправок в КоАП РФ: между первым и вторым чтениями в Государственной Думе ФС РФ от имени Правительства РФ внесены без Кроме того, предлагается добавить в КоАП РФ ст. 8.51 «Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров», а также ст. 8.411.

    Поправками предлагается весьма жесткая ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов несвоевременно или в неполном объеме или содержащей недостоверные сведения, а также за несвоевременную уплату экосбора (ст. 8.411) – вплоть до административного приостановления деятельности на срок до 90 сут.

    Что такое отчетность в неполно объеме или содержащая неверные сведения? При желании можно любой объем объявить неполным, а любые сведения – неверными, и хозяйствующий субъект будет доказывать обратное в суде долго и, возможно, безрезультатно. А приостановка деятельности на 3 мес – это с большой вероятностью гибель данного бизнесобъекта.

    Итак, резко ужесточаются карательные санкции, но при этом не создаются ни система раздельного сбора отходов от населения, ни система обработки и утилизации электронного и электрического лома, шин, батареек поскольку создание таковых систем может обеспечить только работающий в полную силу механизм РОП, в том числе путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров. Практика показывает, что система приема товаров и упаковки, потерявших потребительскую стоимость, создаваемая в рамках иных механизмов, оказывается либо не слишком действенной, либо весьма недолговечной (этому есть самые печальные примеры, в которые мы не будем углубляться в рамках данной статьи).

    Нет нормативных правовых актов, регламентирующих обязанности по раздельному сбору природопользователей и даже регоператоров. РСО подпадает под общее регулирование, которое делает его внедрение крайне затруднительным, невыгодным и неэффективным. Только экологически ответственные компании, обязанные уплачивать экологический сбор, имеют достаточную мотивацию нести эти затраты и неудобства, но эту мотивацию собираются коренным образом отменить.

    Каким образом будет обеспечиваться исполнение упомянутого распоряжения № 1589-р о запрещении захоронения некоторых видов отходов?

    В отсутствие механизмов РОП отходы от товаров, потребляемых населением, будут сортироваться и утилизироваться в очень незначительном объеме от общего количества ТКО (как это и происходит). Да, собранные в бюджет средства в той или иной мере могут быть направлены на реализацию государственной политики в сфере обращения с ТКО и повышение управляемости отраслью, но эффективность такого использования собираемых средств однозначно будет ниже.

    Исходя из изложенного, считаем, что введение экологического налога взамен системы экологического сбора в рамках РОП не соответствует наилучшему международному опыту и не повлечет за собой существенного роста доходов бюджета Российской Федерации, но, напротив, критически негативно скажется на реализуемых и планируемых, в том числе в рамках нацпроекта «Экология», экологических мероприятиях и программах федерального, регионального и муниципального уровня и, следовательно, повлечет за собой нанесение невосполнимого вреда экосистемам России.

    Незначительное в сравнении с общим уровнем доходов федерального бюджета увеличение его за счет сумм экологического сбора, поступающих в обезличенной форме, практически остановит реализацию природоохранных программ компаний-природопользователей и формирование новой отходоперерабатывающей отрасли.

    Полный текст
    Источник: solidwaste.ru
  • Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала



    Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
    Перерабатываемый неперабатываемый Tetra Pak
    В отношении такого распространенного компонента ТКО, как Tetra Pak, мнения расходятся. Одни говоря...
    О нормативах накопления ТКО
    Начиная с 2016 г. и по настоящее время во всех субъектах РФ проводится утверждение норм накопления...
    Почему не развивается переработка отходов стекла
    Стекло – благодатнейший материал: абсолютно экологически чистый, он может быть переработан без по...
    Мусоросжигание: преступление без наказания
    На волнах «мусорной» реформы в России усилились тенденции продвижения идеи получения энергии из от...
    Коммерческий учет отходов: как сегодня измеряют количество мусора?
    Вот уже несколько лет отрасль обращения с отходами сотрясают реформы. Как и везде, реформы – это пр...
    Меньше отходов или больше денег
    Новый год не задался. Остановили реформу в сфере ТКО, распространили НДС по макулатуре на всю цепо...
    Купля-продажа отходов: что важно знать
    Можно ли продавать или покупать отходы производства и потребления? Все знают, что можно. Но откуда ...
    Кому не нужен раздельный сбор
    Раздельный сбор – это некий идеал, о котором надо говорить с придыханием, но в жизни ему не место. ...




    Круглый стол

    ssek


    Kommash

    КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

    ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

    КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
    ООО " МСК"
    Компания ООО «МСК» предоставляет услуги по вывозу всех видов отходов: ТБО и КГМ, уборку и вывоз снега по Москве и Московской области, контейнерами от 8м3 до 35м3 и а/м ГАЗель-1,5т. ООО «МСК» также ...

    ООО "ЭКО-ИНДУСТРИЯ"
    Управление промышленными отходами на крупных предприятиях. Сбор и реализация вторичного сырья. Утилизация биологических отходов.

    ООО "Электропром"
    Утилизация оргтехники, покупка-продажа лома и отходов драгоценных металлов и электронного лома и отходов.

    ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    Wasma-2019
    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    Getca-2019

    X Международный форум «Экология» будет посвящен приоритетам экологического развития России

    СДЕЛАЙ САМ
    МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

    © 2007-2019 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
    Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
    Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Fri, 22 Mar 2019 17:48:44
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения