Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22185

ЖУРНАЛ ТБО (№4 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

siz2024

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Экотехнопарки и мусоросжигание: каким видит светлое безмусорное будущее России Минпромторг?"


Игорь Ермаченков Журнал «Экология и право»
ноябрь 2018

Мусорный кризис в Подмосковье голосами рассерженных граждан кричит, что так дальше жить – с вонючими и горящими свалками – нельзя. Для улучшения ситуации Министерство промышленности и торговли предлагает изменить систему расширенной ответственности производителей товаров и упаковки, построить экотехнопарки для переработки отходов во вторсырье и увеличить ставки экологического сбора, однако не намерено отказываться от сжигания мусора.

Статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов рассказал журналу «Экология и право», как будет развиваться мусоропереработка в ближайшие годы.

Каковы сегодня приоритеты по развитию системы управления отходами в России?

Приоритеты развития системы управления отходами прописаны в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Основные направления – максимальное использование исходного сырья, предотвращение и снижение образования отходов, вовлечение отходов в ходе производства, утилизация образовавшихся отходов и на последнем месте – их захоронение.

При формировании и развитии системы обращения с отходами мы руководствуемся прежде всего экономическими принципами. Это создание условий для привлечения инвестиций в отрасль, повышение ресурсного потенциала, уровня извлечения ценных компонентов из отходов, поэтапное замещение невозобновляемых природных ресурсов при производстве различных видов продукции сырьем, полученным в процессе обработки и утилизации отходов.

Кроме того, необходимо увеличение в общем товарообороте доли продукции, произведенной с применением вторичного сырья, полученного в процессе обработки и утилизации отходов, снижение ее себестоимости, повышение технико-эксплуатационных характеристик, безопасности, качества и экологичности для формирования стабильного спроса и обеспечения конкурентоспособности.

Также важно проведение политики импортозамещения технологий и оборудования по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.

По данным Минприроды России, ежегодно образуется порядка 5,4 миллиарда тонн всех видов отходов. Однако фактически только около 375 миллионов тонн требуют особых условий промышленной переработки. При этом на долю твердых коммунальных отходов (ТКО) из них приходится около 1,5%, или 50-60 миллионов тонн в год. При этом уже сейчас Минприроды озвучивает цифру в 70 миллионов тонн. На сортировку отправляется не более 10% от всей массы образования ТКО. Из них извлекается порядка 15-25% вторичных ресурсов, что дает 1,5-2% от массы образования. Еще 1-3% дает извлечение из придомового контейнера до транспортировки ТКО металла, качественной бумаги, пластика. В промышленный оборот возвращается не более 3-5% от массы образования ТКО.

Для промышленных отходов возврат во вторичный оборот составляет 50%, остальные 50% фактически отправляются на захоронение.

Доля импортного оборудования в отходоперерабатывающей отрасли в целом на сегодняшний день составляет 50%, основное импортозамещение пришлось на период начиная с середины 2015 года. При этом по сортировочным комплексам уже имеется возможность проектирования с долей российских комплектующих до 90%, что существенно влияет на полную стоимость объекта. Российское оборудование успешно себя зарекомендовало на сортировке мусора в Чувашии, Саратовской и Мурманской областях. К концу 2024 года доля российского оборудования в составе отходоперерабатывающих комплексов должна составить 80%.

Как будет внедряться расширенная ответственность производителей?

Система расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП) уже внедрена с 2015 года. Целью введения РОП было увеличение объемов сбора и переработки отходов, однако на практике никакого эффекта не последовало. Проще оказалось купить справку у сторонней компании, якобы утилизировавшей необходимый объем отходов, чем реально его переработать или уплатить государству экологический сбор.

Однозначно система требует пересмотра. Необходимо расширение перечня товаров и упаковки, подлежащих утилизации, и перечня отходов от использования этих товаров, запрещенных к захоронению.

В текущей версии в части упаковки перечень включает только однокомпонентную упаковку, а многокомпонентная, например тетрапак, отсутствует, при этом она используется в больших объемах, и в этих же объемах едет прямо на полигон, при существующих технологиях ее переработки.

Что касается повышения нормативов утилизации с учетом длительности жизненного цикла товаров и упаковки, в действительности на товаропроизводителя легло обязательство по утилизации не всего генерируемого его продукцией объема отходов, а только небольшой его части – порядка 5-15%.

При этом каждый товар имеет свой срок эксплуатации и выхода из обращения. Если бумажная, пластиковая упаковка или стеклянная тара редко используются более года, то, например, покрышки эксплуатируются 3-4 года, электроника уже 5-7 лет, а крупногабаритная хозяйственная техника работает более 10 лет. Норматив утилизации отходов должен быть пересчитан на весь объем образующихся отходов, но с учетом сроков выхода изделий из эксплуатации. Для ликвидных фракций упаковки (бумага, стекло, пластик, металл) объем утилизации должен составлять практически 100% от образующихся отходов.

Далее, если говорить об установлении требований к глубине извлечения полезных фракций из многокомпонентных отходов при выполнении норматива утилизации в рамках РОП, то на сегодняшний день такие требования отсутствуют. Норматив извлечения полезных компонентов должен быть растущим с горизонтом прогнозирования минимум 10 лет.

Как будут меняться ставки экологического сбора?

Будет пересмотр ставок экологического сбора в сторону увеличения.

Ставки экологического сбора представляют собой рассчитанную себестоимость извлечения единицы, например тонны, отходов. По ряду позиций рассчитанная себестоимость объективно занижена. Например, по изделиям из пластика ставка экосбора занижена в пять раз по сравнению с европейскими показателями при сопоставимых капитальных и эксплуатационных затратах. По макулатуре ставка экосбора ниже себестоимости утилизации на одну треть.

Также при выполнении расширенной ответственности товаропроизводителей экономически целесообразнее с точки зрения окупаемости предприятия за счет большей мощности производства создавать межрегиональные центры по переработке различных видов отходов от использования товаров и упаковки. Инициатором проекта могут быть сами производители и импортеры. В этой ситуации межбюджетный трансфер нецелесообразен. И контроль за эффективностью расходования бюджетных средств по интегральным показателям региона затруднен.

В каком направлении предполагаете развивать переработку отходов в ближайшие 10 лет?

Одним из ключевых элементов развития обращения с отходами как со вторичными ресурсами призваны стать экотехнопарки. Именно на этих объектах должны производиться основные востребованные экономикой продукты из вторресурсов и отходов. Эти объекты должны стать точками роста компетенции, отработки технологий утилизации и их масштабирования.

В качестве поддержки государство может сформировать устойчивый спрос на продукцию, содержащую вторичные ресурсы, без применения механизма прямого субсидирования. Предлагается механизм создания монопродуктов – продуктов, изготовленных из вторичного сырья, устойчивый спрос на которые обеспечен государственным и муниципальным заказом на территории образования отходов, так называемые «зеленые» закупки.

В результате появляется «движущая сила» на рынке. Отрасль станет для инвесторов более рентабельной и привлекательной. В этом случае источником возврата инвестиций будет не только тариф, но и средства от реализации продукта.

До сих пор слабо реализован энергетический потенциал отходов. В стране только начинается строительство современных мусоросжигательных заводов для выработки тепло- и электроэнергии.

Что думаете о протестах против мусоросжигательных заводов?

Протесты против мусоросжигательных заводов – результат запоздавшей информационной работы с населением. Необходимо организовать работу по согласованной информационной политике на центральных каналах о позитивных моментах строительства и эксплуатации таких объектов, которые позволят решать проблему утилизации отходов на основе экологически безопасных технологий и значительно улучшить экологическую ситуацию в регионе.

У населения сложилось превратное понимание о технологиях термической утилизации и обезвреживания отходов, основанное на жутких картинах горящих свалок, черного дыма из котельных и отвратительного запаха рядом с мусорными полигонами. Стоимость современных мусоросжигательных заводов на треть состоит из стоимости фильтров и систем защиты. Благодаря этому такие заводы располагаются в крупнейших столицах мира – Лондоне, Вене, Монако. А в столице Японии – Токио – мусоросжигательные заводы расположены практически в каждой из 22 префектур.

Строительство заводов по термическому обезвреживанию ТКО – это альтернатива экологически грязному полигонному захоронению и составная часть процесса обращения с отходами. Образующиеся в ходе сжигания ТКО золы и шлаки также запланировано утилизировать, например путем производства строительных материалов.

В настоящее время в России перерабатывается только 5-7% ТКО, оставшаяся часть отходов или бесконтрольно выбрасывается, или захоранивается на полигонах. Процесс захоронения отходов на свалках и полигонах сопровождается выделением так называемого свалочного газа с высоким содержанием метана, что приводит к возгораниям. Пожары на полигонах являются в России основным источником выброса в атмосферу диоксинов, при этом выбросы диоксинов от металлургических предприятий составляют 28%.

На какой международный опыт опирается Минпромторг при выборе технологий?

Европейскими странами-лидерами отрасли утилизации и обезвреживания всех видов отходов производства и потребления выступают Германия, Дания, Бельгия, Норвегия, Италия и Швеция с показателями в пределах значений 80-87%, что более чем в 10 раз превышает общий уровень переработки отходов в нашей стране и может являться ориентиром для создания отходоперерабатывающей отрасли. Признанным лидером переработки непромышленных отходов стала Япония. Уже в 2013 году было обезврежено около 75%, подвергнуто рециклингу порядка 20%, захоронено – 1,4% отходов.

Очевидно, мы можем опираться на наилучшие практики, но при этом идти своим путем в условиях достаточного количества свободных площадей для захоронения отходов, обеспеченности природным сырьем и энергетическими ресурсами, больших расстояний, существенно влияющих на логистику в данной сфере.

Ради справедливости необходимо отметить, что в настоящее время российские специалисты имеют большие компетенции в области обращения с отходами. Не стоит также забывать советский опыт обращения с вторичными ресурсами, а также использовать наработки предприятий оборонной промышленности.

Нам интересно внедрение зарубежных технологий на российском рынке обращения с отходами в основном в отношении новейших разработок и на условиях локализации ключевых технологических решений. Для реализации подобных проектов Минпромторг России готов предоставить имеющиеся и разрабатываемые субсидии.

Будет ли развиваться в России «добыча» полезных ископаемых из недр существующих закрытых полигонов?

Перед тем как перерабатывать закрытые полигоны, необходимо для начала справиться с потоком вновь образующегося мусора, а эта проблема в масштабах всей страны не решена.

В этом году в Минпромторг обратилась южнокорейская компания OWELL Corporation для оказания содействия в реализации проекта по переработке ТКО на полигоне «Тимохово» Московской области. Проект предполагает не только сортировку и утилизацию поступающего потока отходов, но и переработку так называемого лежалого мусора с извлечением полимерной фракции для получения из нее в дальнейшем полиэфирных волокон.

Но экономических предпосылок масштабирования практики извлечения утильных фракций из тела закрытого полигона, очевидно, не складывается. И такая задача на государственном уровне не ставится. В первую очередь полигоны необходимо перевести в экологически безопасное состояние с минимальным воздействием на окружающую среду.

Какой смысл в выработке электроэнергии из мусора и продажи ее по завышенному «зеленому» тарифу, если в России, в отличие от Европы, большой избыток дешевой энергии?

Начнем с того, что строительство мусоросжигательных заводов – это альтернатива экологически небезопасному захоронению отходов. Подобные решения предлагаются для регионов с высокой плотностью населения и, как следствие, большим образованием отходов и дефицитом площадей для строительства современных, оборудованных системами защиты окружающей среды полигонов.

Для того чтобы завод оказывал минимальное воздействие на окружающую среду, требуется многоступенчатая очистка отходящих дымовых газов, существенно удорожающая капитальные и эксплуатационные затраты.

Тарифа на услугу по удалению отходов с придомовой территории недостаточно, чтобы окупить проект строительства завода по сжиганию ТКО. Поэтому источником возврата инвестиций является тариф на получаемую в результате электроэнергию.

Выработка электроэнергии по «зеленому» тарифу при сжигании отходов будет осуществляться в пределах «квоты», отведенной на электростанции, работающие на возобновляемых источниках энергии. Следует отметить, что поддержка проектов на основе возобновляемых источников энергии предполагает соблюдение обязательного условия по локализации оборудования. Для мусоросжигательных заводов уровень локализации должен быть не менее 55%.

Какие меры планируются по стимулированию переработки тетрапаков?

В первую очередь необходимо включить упаковку тетрапак в перечень товаров, упаковки которых подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств, и установить норматив утилизации и ставку экологического сбора на уровне, стимулирующем переработку данного вида упаковки. Технологии переработки такой упаковки существуют, с этим проблем нет.

Источник: bellona.ru


Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Что лежит в контейнере, или в чем опасность неопасных ТКО
В прошлой статье цикла мы выяснили, что ТКО – это малоопасные и неопасные отходы IV и V классов оп...
Об ужесточении административной ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами
В июне был принят новый федеральный закон, который внес существенные изменения в КоАП. Были конк...
Метаморфозы ТКО
«Мусорная» реформа… Сколько надежд связывает с ней наше правительство. С ее начала прошло два года...
Транспортирование отходов IV класса опасности: получение лицензии от А до Я
Если на предприятии возникла потребность в получении лицензии на деятельность по транспортированию ...
Аренда полигона ТКО и лицензирование размещения отходов как объекты надзора
В статье рассмотрим нюансы экологического надзора в сфере размещения отходов на примере конфликта ...
Оценка экологогеологического состояния и устойчивости откосов свалочного тела полигона
Сегодня многие полигоны для захоронения отходов нуждаются в рекультивации или реконструкции. Рассмот...
Почему не развивается переработка отходов стекла
Стекло – благодатнейший материал: абсолютно экологически чистый, он может быть переработан без по...
Цена контейнера – рубль. Разве такое возможно?
О контейнерных войнах, или вологодских контейнерных страданиях, мы уже писали в одном из предыдущи...




reestr2023

КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЧП ПКФ " МОДУЛЬ МСБ "
Производство технологической оснастки, инструмента и нестандартного оборудования. ПРЕССФОРМЫ ДЛЯ ПОЛИМЕРПЕСЧАНОЙ ЧЕРЕПИЦЫ, ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ, БОРДЮРА, ВОДООТЛИВНОГО ЖЕЛОБА И Т.Д ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ.

Ростехнадзор по Приморскому краю
Уважаемые посетители сайта! Информируем вас о том что ООО Эко Шина" не имеет лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Сибирская экологическая компания
Производство оборудования для водоподготовки, очистки воды, ионообмен, водоочистка, системы обратного осмоса, умягчения, обеззараживания, обезжелезивания, обессоливания и опреснения воды.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Tue, 23 Apr 2024 19:58:32
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения