Конференция по органическим отходам
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 20561

ЖУРНАЛ ТБО (№12 2017)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

Принять участие в бизнес- форуме ЭКОТЕХНОПАРКИ РОССИИ 13-14 февраля, ТПП РФ

Экотех-2017
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 3833611
Последнее сообщение: 12.12.2017 16:22


Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 795842
Последнее сообщение: 12.10.2017 19:17


Раздельный сбор отходов
Просмотров: 322990
Последнее сообщение: 23.11.2017 12:05


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия: 8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Игра в РОП"


Л.П. Ветошкина, к. э. н., заместитель председателя комитета ТПП Московской области по природопользованию и экологии, эксперт при комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
октябрь 2017

«Деловая игра по реализации в России ответственности производителей и импортеров товаров, включая упаковку, утративших потребительские свойства. Самостоятельная реализация ответственности импортеров и производителей» была проведена 13 сентября 2017 г. совместно комитетами по природопользованию и экологии ТПП Москвы и ТПП Московской области.

Ответственность производителей за сбор и использование отходов, образовавшихся в результате выпуска ими товаров на рынок (РОП), введена законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ, определение и уплата экологического сбора урегулированы статьями 24.2 и 24.5 закона № 89-ФЗ. Изданы соответствующие нормативные правовые акты, реализующие положения закона. Однако практика применения этих актов выявила проблемы и неоднозначные толкования некоторых положений. Проблемы возникли у производителей и импортеров товаров, включая упаковку, утративших потребительские свойства, при заполнении декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год товаров, утративших потребительские свойства.

Проверки органов Росприроднадзора выявили необходимость уточнения субъектов, обязанных предоставлять отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и реквизиты документов, подтверждающих самостоятельную утилизацию отходов. Проблемы возникли и у операторов рынка сбора, транспортирования, обработки и утилизации соответствующих отходов.

Для выявления положений, нуждающихся в уточнении, и была организована деловая игра. Участники были разделены на пять команд: «Производители и импортеры», «Операторы рынка сбора, транспортирования и обработки отходов», «Операторы рынка утилизации отходов от товаров, включая упаковку, утративших потребительские свойства», «Органы власти, осуществляющие регулирование реализации ответственности производителей и импортеров», «Судейская коллегия».

В мероприятии приняли участие топ-менеджеры более чем 40 компаний, представители Государственной Думы РФ, комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, комитета по экологии и природопользованию Московской областной Думы, представители Минприроды РФ, Росприроднадзора, комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования и комитета ТПП МО по природопользованию и экологии, представители организаций-природопользователей, научных и общественных организаций.

Модератор заседания А. С. Горленко, заместитель генерального директора АНО «Экотерра», ввела участников в игровую ситуацию, рассказав об алгоритме действий и проблемных вопросах реализации РОП. Участники заседания приняли активное участие в обсуждении проблем, возникающих при исполнении РОП.

А. Смирнова, главный юрист компании «Гудиер Раша», рассказала о проблемах, возникающих у производителей и импортеров товаров, включая упаковку, утративших потребительские свойства. По мнению этой команды, необходимо:

  • уточнить: подход к установлению соответствия взаимозаменяемых товаров; понятие «выпуска в обращение» как реализации или импорта; понятие «упаковка» (перечень упаковки) в составе готового товара, подлежащего утилизации;
  • исключить из декларируемого объема товаров, выпущенных в обращение за год: не готовые к употреблению товары («комплектующие»); товары, изготовленные полностью или частично из вторичного сырья.

    Многие участники деловой игры просили:
  • уточнить в распоряжении Правительства РФ № 1886-р перечень упаковки, установив переход на классификацию упаковки по видам материалов, устранив при этом излишнюю детализацию состава упаковки;
  • уточнить перечень товаров, установив конкретные коды для каждого товара;
  • разнести перечни для импортеров и для производителей по разным разделам;
  • из названий групп исключить слово «бытовые»; нормативно закрепить корреляцию между кодами товаров по КПЕС/ТНВЭД и образующихся из них отходов по ФККО; исключить предлог «из», стоящий в ряде случаев перед кодами товаров;
  • установить порядок подтверждения факта вывоза товаров с территории РФ, в особенности для случаев, когда у товаров до вывоза сменился собственник (может быть, неоднократно).

    В соответствии с установленными законом требованиями производители и импортеры обязаны, начиная с 2015 г., самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов товаров, включая упаковку, а в случае необеспечения уплачивать экологический сбор. Деятельность по сбору отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию. В законе № 89-ФЗ дано понятие сбора, при котором лицензированию подлежат организации, осуществляющие прием отходов I–IV классов опасности, в том числе и от физических лиц. Данное обстоятельство фактически является препятствием для организации сбора отходов от населения в рамках РОП.

    Необходимо изменить формулировку, для того чтобы обеспечить сбор отходов от населения, внести изменения в порядок лицензирования, установив, что сбор отходов от физических лиц и транспортирование таких отходов к местам временного накопления может осуществляться без лицензии. По-прежнему одним из основных остается предложение предусмотреть выдачу лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV класса опасности с указанием групп, а не видов отходов. В противном случае невозможно обеспечить исполнение РОП.

    О проблемах и предложениях от команды «Операторы рынка утилизации отходов…» рассказал В. М. Аленцин, председатель комитета ТПП МО по природопользованию и экологии, генеральный директор ЗАО «Комбинат экологического обслуживания». Опыт проведенных Росприроднадзором проверок выявил необходимость установить, какими документами подтверждаются факты сбора и приема-передачи отходов, приема отходов от физических лиц, сбора брошенных отходов. Поступило предложение утвердить в качестве одной из возможных форму акта утилизации отходов, составляемую без участия производителя (импортера), но с участием привлекаемого им по договору оператора по сбору и транспортировке отходов, а также трехстороннего акта.

    От участников мероприятия поступили предложения:

  • дополнить постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров» положением, позволяющим включать в зачет выполнения норматива утилизации отходы, содержащие товар, включенный в перечень в качестве компонента, составной части, комплектующего элемента, пропорционально массе такого включения, а также внести соответствующие дополнения в акт утилизации отходов;
  • установить, что возможно безусловное выполнение норматива утилизации за счет утилизации любых товаров в рамках одной группы.

    Значительным барьером, мешающим утилизации отходов, является требование наличия положительного экологического заключения на технологии, предусматривающие возможность использования в качестве сырья отходов. Поступило предложение об инициировании Минпромторгом РФ внесения в законодательство изменений, определяющих понятие «новая техника и технология», гармонизированных с законодательством об НДТ и исключающих его расширительное толкование. В частности, предложено установить, что техника и технологии, упоминаемые в ИТС по НДТ, заведомо не являются новыми.

    Многократно на заседаниях в ТПП России и ТПП г. Москвы поднимался вопрос о необходимости срочного внесения изменения в Налоговый кодекс в части исключения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при реализации физическими лицами полезных фракций отходов товаров и упаковки. Вопрос до сих пор не решен.

    В качестве одного из основных признаков выполнения норматива утилизации предприниматели предложили определить достижение нормативной величины «глубина утилизации», которую необходимо определить соответствующим подзаконным актом, предусмотренным п. 4 ст. 14 закона № 89-ФЗ.

    В связи с тем что Президентом России (Перечень поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329) принято решение об увеличении нормативов утилизации и расширении перечня товаров, в отношении которых должна будет исполняться РОП, участники заседания считают необходимым обратиться в органы законодательной и исполнительной власти России с предложением оперативно внести уточнения и изменения в ключевые подзаконные акты.

    Подготовленная по результатам заседания резолюция направлена в комитет Государственной Думы РФ по экологии и охране окружающей среды, в Минприроды России, Минпромторг России, Росприроднадзор.

    Резолюция
    заседания Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования и Комитета ТПП Московской области по природопользованию и экологии на тему: «Деловая игра по реализации в России ответственности производителей и импортеров товаров, включая упаковку, утративших потребительские свойства. Самостоятельная реализация ответственности импортеров и производителей»

    г. Москва 13 сентября 2017 года

    В соответствии с установленными Законом требованиями производители и импортеры обязаны, начиная с 2015 года, самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов товаров, включая упаковку, а в случае необеспечения – уплачивать экологический сбор. Правоприменительная практика и анализ принятых нормативных правовых актов (перечень товаров, нормативы утилизации, порядок декларирования, порядок подачи отчетности, ставки экологического сбора) показали, что они требуют значительных изменений из-за многочисленных пробелов и недоработок, что приводит к юридической и практической сложности исполнения указанной обязанности.

    Введение в России законодательства по ответственности производителей и импортёров (РОПИ) показало работоспособность подхода и уже на практике мобилизует дополнительные объёмы отдельных групп отходов в переработку. Однако, актуальной остается проблема отсутствия в законодательстве положений по раздельному сбору отходов, без которых установленная законом опция по самостоятельной утилизации на практике рискует остаться без существенного сегмента отходообразователей – физических лиц, предприятий сферы сервиса и ремонта, ритейла. Без совершенствования принятых законодательных норм, вместо ожидаемого толчка к развитию отрасли переработки отходов внедрение ответственности производителей и импортёров может стать серьезной дополнительной финансовой нагрузкой для всех российских производителей и импортёров, которые будут вынуждены компенсировать ее за счет повышения отпускных цен.

    В связи с тем, что Президентом России (Перечень поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329) принято решение об увеличении нормативов утилизации и расширении перечня товаров, в отношении которых должна будет исполняться ответственность, участники заседания считают необходимым обратиться в органы законодательной и исполнительной власти России с предложением оперативно внести уточнения и изменения в ключевые подзаконные акты:

    1. Однозначно и исчерпывающе изложить условия наступления ответственности производителей и импортёров товаров и товаров в упаковке за утилизацию отходов от использования товаров, а именно:
    1.1. Уточнить в распоряжении Правительства Российской Федерации 1886-р перечень товаров, установив конкретные коды для каждого товара, разнести перечни для импортеров и для производителей по разным разделам, из названий групп исключить слово «бытовые». Нормативно закрепить корреляцию между кодами товаров по КПЕС/ТНВЭД и образующимися из них отходов по ФККО. Исключить предлог «из», стоящий в ряде случаев перед кодами товаров;
    1.2. Уточнить в распоряжении Правительства Российской Федерации 1886-р перечень упаковки, установив переход на классификацию упаковки по видам материалов, устранив при этом излишнюю детализацию состава упаковки.
    1.3. В случае отсутствия первичных учетных документов на упаковку установить возможность заполнения декларации на упаковку на основании прочих документов (стандартов, ТУ, справок производителей упаковки), а также актов (взвешивания, измерения), составляемых самими производителями, импортерами, принять форму такого акта.
    1.4. Однозначно определить регламент выпуска товаров в обращение на территории Российской Федерации (п. 6 ст. 24.5 ФЗ-89) в следующей редакции:
    «для производителей товаров, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации - произведенных товаров; для импортерами товаров - товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Российской Федерации».
    1.5. Установить порядок подтверждения факта вывоза товаров с территории РФ в особенности для случаев, когда у товаров до вывоза сменился собственник (может быть, неоднократно).
    1.6. Установить в качестве периода, за который определяется объём декларируемых товаров, не отчётный год, а год, предыдущий отчётному.
    1.7. Расширить норму Федерального закона «Об отходах производства и потребления» о применении понижающего коэффициента, рассчитываемого как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве упаковки, на товары, произведённые из вторичного сырья (пункт 14 ст. 24.2);
    1.8. Дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров» положением о том, что в зачет выполнения норматива утилизации могут утилизироваться отходы, содержащие товар, включённый в перечень, в качестве компонента, составной части, комплектующего элемента, пропорционально массе такого включения. Внести соответствующие дополнения в акт утилизации отходов.
    1.9. На уровне нормативно-правовых документов установить возможность безусловного выполнения норматива утилизации за счёт утилизации любых товаров в рамках одной группы.

    2. Установить исчерпывающий и однозначный перечень условий, при которых обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров и упаковки считается исполненной, а именно:
    2.1. Установить требования к документации, представление которой подтверждает исполнение ответственности производителей и импортёров за утилизацию отходов от использования товаров (внести дополнения в постановление Правительства Российской Федерации № 1342).
    2.2. Определить какими документами подтверждаются факты сбора отходов, приема-передачи отходов, приема отходов от физических лиц, сбора брошенных отходов. В качестве одной из возможных форм утвердить акт утилизации отходов, составляемый без участия производителя (импортера), но с участием привлекаемого им по договору оператора по сбору и транспортировке отходов.
    2.3. В обязательных формах актов утилизации и приема-передачи отходов установить порядок подтверждения фактов приема-передачи и передачи отходов, подвергшихся обработке на всех этапах обращения от сбора до передачи на утилизацию, в особенности для случаев, когда у отходов неоднократно сменился собственник.
    2.4. Установить, что лицом, комплектующим пакет документов, подтверждающих легальность всех операций, произведённых участниками процесса утилизации на его различных этапах, является производитель (импортер), либо оператор, с которым у него заключен договор на выполнение обязательств по РОПИ, если это предусмотрено договором. Установить исчерпывающий перечень таких документов. Взаимное предоставление таких документов должно являться условием договоров, заключаемых в рамках реализации РОПИ.
    2.5. Установить порядок предоставления Росприроднадзором информации о правомерности исполнения ответственности производителями и импортерами по выполнению нормативов утилизации (в том числе с привлечением соответствующих организаций) за отчетный период, в случае, если по итогам 3-х месячного периода, отведенного законодательством на проверку предоставленных документов, обращений к организации не поступало.

    3. Уточнение операций по обращению с отходами от использования товаров, обеспечивающих исполнение ответственности импортеров и производителей за их утилизацию и способствующих снижению административных барьеров по их вовлечению в утилизацию, а именно:
    3.1. Дополнить в числе способов по обращению с отходами, установленными в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», способ обращения (раздельное накопление), предусматривающий осуществление хозяйствующим субъектом вида деятельности по организации мест для возврата физическими лицами образующихся в результате их потребления отходов от использования товаров, разграничив данное понятие с понятием «сбор отходов»;
    3.2. Определить требования к осуществлению вида деятельности, предлагаемому в пункте 3.1, а именно: ведение учета принимаемых от физических лиц и дальнейшего обращения с отходами (дополнить статью 19); организация мест, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации (дополнить термины и определения).
    3.3. Внести в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» изменения в определение термина «сбор отходов», предусмотрев, что в составе сбора отходов осуществляется только приём отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения таких отходов (исключив - транспортирование).
    3.4 Внести изменения в законодательство о лицензировании, предусматривающие лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности не только по видам, но и по группам отходов.
    3.5. Внести изменения в Налоговый Кодекс в части исключения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при реализации физическими лицами полезных фракций отходов товаров и упаковки.

    4. Установление существенных признаков операций по переделу отходов, обеспечивающих их обработку, утилизацию, обезвреживание, а именно:
    4.1. Внести в законодательство изменения, определяющие понятия «новая техника» и «новая технология» гармонизировав их с законодательством об НДТ и исключив возможность расширительного толкования данных понятий.
    4.2. Определить существенные признаки новых технологий по утилизации и оборудования для утилизации отходов от использования товаров, применение которых обеспечивает исполнение ответственности производителей/импортёров по утилизации указанных отходов от использования товаров, предусмотрев соответствующую норму в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».
    4.3. В качестве одного из основных признаков выполнения норматива утилизации определить достижение нормативной величины «глубина утилизации», которую необходимо определить соответствующим подзаконным актом, предусмотренным пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".


    Источник: solidwaste.ru
  • Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала



    Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
    Правильная арифметика обработки отходов
    Если минувшие полгода крупный «отходный» бизнес решал задачку «Как расплатиться за НВОС прошлого год...
    О  целесообразности использования  плазменных технологийО целесообразности использования плазменных технологий
    Значительная часть твердых бытовых отходов, даже при самых развитых методах сбора и сортировки, п...
    Легко ли быть концессионером?
    Наша страна взяла курс на государственно-частное партнерство, и это, безусловно, правильно. Но почем...
    Современные технологии рекультивации полигонов ТКО
    Читателям небезынтересно будет узнать, что авторы данной статьи – руководители тех организаций, кот...
    Жилищные объединения как драйвер раздельного сбора отходов
    В обычном московском дворе на Мичуринском проспекте, 25, корп. 2 уже три года успешно функционирует...
    Мусоровозы и их особенностиМусоровозы и их особенности
    В настоящее время в России распространены несколько типов мусоровозов, одним из которых является му...
    Использование отходов как альтернативного топлива в цементной печи
    Сжигание ТКО в цементных печах в виде RDF – один из наиболее экологически безопасных и экономически ...
    Игра в РОП
    «Деловая игра по реализации в России ответственности производителей и импортеров товаров, включая уп...



    ГК ЧИСТЫЙ ГОРОД


    АЙ-ПЛАСТ

    КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

    Получить ознакомительный номер «Экология производства»

    Получите бесплатный комплект ознакомительных материалов о журнале «Твердые бытовые отходы»!
    ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

    КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
    Юг-ЭкоПродукт
    Переработка использованных покрышек в резиновую крошку. Производство, продажа и монтаж травмобезопасной резиновой плитки, брусчатки и бесшовных покрытий из резиновой крошки.

    ООО Перспектива
    Скупаем Стеклобой

    ТЕХПРИБОР
    Производство агрегатов дробления, свехтонкого помола минерального сырья и техногенных отходов, гранулирования отходов органического происхождения, а так же производство конвейерных систем, шлюзовых за...

    ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    СДЕЛАЙ САМ
    МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

    © 2007-2017 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
    Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
    Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
    Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии«

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Thu, 14 Dec 2017 16:14:31
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения