ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 20471

ЖУРНАЛ ТБО (№10 2017)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

ПРОДАЕТСЯ ПОЛИГОН
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Сообщений: 349
Последнее сообщение: 23.10.2017 16:54


Переработка отработанных шин
Сообщений: 3854
Последнее сообщение: 23.10.2017 11:01


Штрафы за выброшенный на улице мусор вырастут
Сообщений: 7
Последнее сообщение: 20.10.2017 10:43


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 3765158
Последнее сообщение: 23.10.2017 11:01


Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 785862
Последнее сообщение: 12.10.2017 19:17


Раздельный сбор отходов
Просмотров: 313920
Последнее сообщение: 22.09.2017 14:02


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия: 8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Экологическое законодательство России: основные изменения за 1-е полугодие 2017 г
Часть 2."


Часть 2
июль 2017 г.
Читать первую часть
Распоряжение Правительства РФ от 04.05.2017 № 864-р «О внесении изменений в акты Правительства РФ»

В перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, и в нормативах утилизации отходов от использования товаров, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р, код ТН ВЭД ЕАЭС «3924 90 000 0» заменен кодом ТН ВЭД ЕАЭС «3924 90 000». Распоряжение распространяется на правоотношения, возникшие с 30.04.2016.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 № 534 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования механизма учета расчетной предпринимательской прибыли при установлении тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также обращения с твердыми коммунальными отходами»
В соответствующие постановления Правительства РФ о ценообразовании внесены изменения, в результате которых при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и обращения с ТКО на 2018 г. и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации:

  • являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием;
  • владеющей объектом (объектами) теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), обращения с ТКО исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее трех лет.

    Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»,
    зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2017, № 47008
    Приказом признаны утратившими силу все предыдущие приказы по ФККО, начиная с 2014 г., в том числе приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», и введен в действие новый ФККО 2017.

    Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 № 1299-р «Об утверждении перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 п. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса РФ»
    Установлено, что налогоплательщики в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню основного технологического оборудования, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.
    В частности, к такому оборудованию относится:
    -(поз. 253) Установка утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (потребляемая мощность – 10,0 кВт, производительность – до 100 кг/ч, вес установки – 5500 кг, производство тепловой энергии);
  • (поз. 245) Оборудование для сушки и термоутилизации осадков сточных вод (сушилки конвективного и кондуктивного типов, комбинированные установки):
    -безопасное высушивание осадка; -безопасное обезвреживание осадков сточных вод;
    -использование (утилизация) тепла при сжигании осадков сточных вод для нужд предприятий;
    -снижение массы и объема отходов при обращении с осадками сточных вод.

    Кроме того, за рассматриваемый период Росприроднадзором был издан ряд приказов о включении объектов в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), в том числе от 27.01.2017 № 44, от 15.02.2017 № 86, от 01.03.2017 № 113, от 03.04.2017 № 170, от 03.04.2017 № 171, от 14.04.2017 № 184, от 24.05.2017 № 255, а также об исключении объектов размещения отходов из ГРОРО, в том числе от 15.02.2017 № 85, от 13.04.2017 № 182.
    Важным представляется также Решение Верховного Суда РФ от 21.02.2017 № АКПИ17-10 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 6, 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50»
    Несмотря на то что органы государственной власти не встали на сторону истца, а Верховный Суд РФ не осмелился совершить революцию, отменив порочную практику согласования ПНООЛР каждую пятилетку, идея истца достойна того, чтобы на нее обратить внимание. Истец пытался оспорить наличие срока установления нормативов по основанию, что данный срок не установлен законом и дополнительные обременения на бизнес возложены не законом, а актом более низкой юридической силы. Да, было бы неплохо, конечно, если бы обременения устанавливались бы только законами. Но пока суду удается обосновать полномочия ведомства на самостоятельное, в том числе и безосновательное обременение.

    Письмо Минстроя России от 22.02.2017 № 5554-АТ/04 «По вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами»
    Услуга по сбору и вывозу ТКО оплачивается в рамках платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме. После утверждения единого тарифа регионального оператора данная услуга должна стать коммунальной. Письмо хорошо разъясняет данную ситуацию, приводит ссылки на нормативные акты, в том числе на планируемые к принятию проекты документов.

    Письмо ФАС России от 19.04.2017 № ВК/26417/17 «О направлении информации по вопросу перехода на новую систему регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами»
    Письмо хорошо и подробно разъясняет ситуацию, связанную с тарифами в области обращения с ТКО.
    В развитие норм Закона об отходах производства и потребления утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и приказ Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).
    В этой связи, вне зависимости от даты наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления (далее – органы регулирования) необходимо обеспечить установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО на 2018 и последующие годы в соответствии с требованиями и в сроки, установленные Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484.

    Письмо Росприроднадзора от 26.01.2017 № АС-10-02-36/1417 «О направлении информации об утилизации отходов от использования товаров, упаковки»
    Приложение к письму представляет собой цельный документ как пособие по реализации расширенной ответственности производителя. Приводим его почти полностью для удобства в использовании.
    Согласно п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2491-р.
    Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 № 1886-р (далее – Перечень). Производитель, импортер товара, указанного в Перечне, обязан уплачивать экологический сбор в случае, если производителем, импортером не обеспечивается самостоятельная утилизация отходов от использования товаров.
    В отношении готовых товаров и упаковки товаров производителям, импортерам товаров необходимо представлять:

  • Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств (далее – Декларация), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки» (далее – Положение);
  • отчетность о выполнении нормативов утилизации (далее –

    Отчетность) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров» (далее – Правила № 1342).
    Отчетность представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, в соответствии с п. 11 Правил № 1342.
    Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, в соответствии с п. 10 Положения.
    Правилами № 1342 (п. 8) и Положением (п. 8) определено, что Росприроднадзор на своем официальном сайте в сети Интернет на безвозмездной основе обеспечивает доступ производителей и импортеров товаров к электронным сервисам (в том числе к системе учета отходов) для составления и представления отчетности и декларации соответственно.
    Согласно Правилам № 1342 (п. 4) и Положению (п. 11) Отчетность и Декларации представляются в Росприроднадзор в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей. При представлении Отчетности и Деклараций в электронной форме дополнительное их представление на бумажном носителе не требуется.
    В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей Отчетность и Декларации представляются на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, предоставляемых Росприроднадзором:

  • производителями товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров;
  • импортерами товаров – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6);
  • ассоциациями (союзов производителей, импортеров товаров) – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6).
    В случае если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6).
    В силу п. 7 ст. 24.2 Закона производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор.
    Одновременно необходимо отметить, что при заключении между производителем, импортером товаров и оператором по обращению с ТКО, региональным оператором или индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением ТКО), договора на оказание услуг по утилизации отходов стороны самостоятельно, с учетом требований природоохранного законодательства, определяют условия о форме, предмете и содержании договора и после его заключения обязуются исполнять положения, предусмотренные договором, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
    Росприроднадзор разработал рекомендуемые формы актов утилизации (письмо от 15.12.2016 № АС-10-01-36/25460, документ № 11 настоящего выпуска ЭКОЗАКОНа®) согласно требованиям Правил № 1342 для обеспечения исполнения производителями, импортерами товаров и их ассоциациями обязанности по предоставлению Отчетности.
    Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 (далее – Правила № 1073). Согласно Правилам № 1073 расчет суммы экологического сбора (далее – Расчет) представляется плательщиками в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.
    Форма Расчета утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 (зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2016, № 43974). Импортеры товаров вправе представлять Расчеты в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
    Кроме того, во исполнение Правил № 1073 Росприроднадзором принят приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 489 «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора» (зарегистрирован в Минюсте России 12.09.2016 N 43630) (выпуск ЭКОЗАКОНа® за октябрь 2016 года, документ № 5).
    В целях приема Декларации, Отчетности и Расчета в постоянную эксплуатацию вводится единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС ОУИТ).
    Представление указанной Отчетности заявители могут осуществлять одним из трех способов:
  • с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя «Модуль природопользователя», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет;
  • с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя; с помощью иного программного обеспечения в случае соблюдения требований к формату, публикуемому на официальном сайте Росприроднадзора.
    В случае непредставления Отчетности в сроки, установленные п. 11 Правил № 1342, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) направляет производителю или импортеру товаров требование о необходимости представления Отчетности.
    Также за непредставление (несвоевременное представление) Отчетности и за представление недостоверных сведений в Отчетности производители и импортеры товаров несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Пока на практике Росприроднадзор в этом случае применял ст. 19.7 КоАП РФ, по которой штрафы существенно ниже ст. 8.2 КоАП РФ, но может перейти и на статью 8.2 КоАП РФ.

    Письмо Росприроднадзора от 20.02.2017 № ОД-06-02-32/3380 «Об уплате экологического сбора»
    Ответственность производителя и импортера распространяется на готовые товары, упаковку товаров, произведенных или импортированных в целях их реализации потребителям. Если товары (упаковка) произведены для собственных нужд, обязанность утилизации или уплаты экологического сбора не возникает.
    Экологический сбор – это экономический механизм ответственности за неисполнение производителем, импортером обязанности по утилизации установленного количества отходов от использования товаров.
    Соответственно, возложение производителем, импортером товаров, упаковки товаров, указанных в Перечне, обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, упаковки товаров на покупателя не соответствует законодательству, за исключением случаев, когда произведенная производителем упаковка реализуется (продается как готовый товар) другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции. В таком случае обязанность по выполнению нормативов утилизации лежит на производителе, использующем упаковку для производства собственных товаров.
    Непонятен смысл последнего абзаца. То ли Росприроднадзор таким образом старается препятствовать обещанному росту цен за счет увеличения расходов производителей на сумму экосбора, либо, если покупатель утилизирует использованную продукцию, Росприроднадзор не хочет, чтобы производитель отчитался актами утилизации потребителя, а хочет платежи в том числе и за тот товар, который, утратив потребительские свойства, на самом деле идет не на полигон, а на утилизацию. Законодатель не указал, что существует ответственность только за товар, отпускаемый физическим лицам, а от юридических лиц уже давно требуется сдавать ртутные лампы, аккумуляторы, масла на утилизацию. Теперь же производителя обяжут собирать, к примеру, масла и платить экологический сбор, при том что система утилизации масел уже налажена и они не поступают на полигон.

    Письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»
    Росприроднадзор буквально трактует нормы законодательства, которые, к сожалению, были сформулированы недостаточно корректно, либо, отодвигая вступление в силу одних норм, законодатель не учитывал их взаимоувязанность с другими нормами.
    Получается следующее:
    1. «В случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории».
    Норма действительно так сформулирована, хотя в чем ее логика – недостаточно ясно. Полагали освободить от платежей «маленькие» юридические лица? А если есть объект III категории, то это уже не маленькое юридическое лицо? Хорошо, а если у юридического лица сеть маленьких магазинчиков, один из которых отапливается собственной котельной?

    2. «Если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).
    Одновременно необходимо отметить, что в настоящее время Критерии пересматриваются с учетом вопросов обращения с отходами и получения разрешительной документации». Логично пересмотреть критерии. Если предприятие образует много отходов, то вряд ли можно признать, что оно не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. И не всегда такие предприятия образуют только коммунальные отходы, за которые будет платить оператор.

    3. «За 2016 год и до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов. Разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, поручаю удалить с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет».
    К счастью, Конституционный суд РФ – это не территориальный орган Росприроднадзора и вряд ли легко удалит свое определение. Данная буквальная трактовка нормы закона по своей правовой природе и негативным правовым последствиям аналогична предыдущей попытке внепланово взыскать плату за НВОС с полигона, и то определение Конституционного суда РФ можно использовать без изменений. Комментарий к нему размещен на сайте компании ЭКОТИМ по ссылке: http://www.ecoteam.ru/ru/materials/http_ecoteam_ru_ru_materials_92.
    Конституционный суд РФ разъяснил, что для того, чтобы полигоны платили плату за НВОС, необходимо внести соответствующие изменения в акты, регулирующие данный регулируемый вид деятельности, и этот расход был включен в тариф. Те полигоны, у которых данный расход не был включен в тариф, не смогут выполнить до 1 марта это требование руководителя Росприроднадзора.
    Полигоны, у которых плата за НВОС в тарифе учтена, данное требование исполнить смогут. Очевидно, что плата за НВОС за ТКО операторами была привязана к введению института региональных операторов и включалась в единый тариф регионального оператора. С региональными операторами пока не получилось, в результате чего законодатель указал, приняв Федеральный закон от 28.12.2016 № 486-ФЗ, что «Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до 1 января 2018 года.»

    Таким образом, данный вывод Росприроднадзора по меньшей мере спорен или неисполним. Либо государству придется покрыть неплановые расходы регулируемых организаций из государственного бюджета, либо следует ожидать судебных споров, неразберихи и лихорадки в среде операторов, размещающих отходы.

    Письмо Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 «О зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду»
    9 марта 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», далее – Правила). Данное постановление вступает в силу 17.03.2017 (за исключением отдельных положений) (см. выпуск ЭКОЗАКОНа® за март 2017 г., документ № 1).

    Порядок зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно Правилам, разрабатывается Росприроднадзором.
    Зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы.
    При этом Росприроднадзор обращает внимание, что при выявлении излишне уплаченных сумм платы лиц, обязанных в соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода.
    Возврат излишне уплаченных сумм платы оформляется только после зачета сумм излишне уплаченной платы в счет погашения задолженности, пеней, начисленных на сумму задолженности.
    Росприроднадзор также обращает внимание, что территориальный орган Росприроднадзора вправе отказать в возврате добровольно исчисленной и внесенной лицом, обязанным вносить плату, ежеквартальной авансовой платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно: в силу ч. 4 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. В таком случае заинтересованное лицо вправе обратиться в судебные инстанции, а оформление возврата будет возможно по исполнительному документу.
    Таким образом, вроде бы Росприроднадзор не отказывается возвращать излишне уплаченную плату. Но интересна трактовка ч. 4 ст. 1109 ГК РФ. По мнению Росприроднадзора, данная норма распространяется на авансовые платежи, которые вносились, по мнению Росприроднадзора, добровольно. Странно применять слово «добровольно» к платежам, вносить которые обязывал закон и за невнесение которых полагалось привлечение к ответственности. То есть эти авансовые платежи вносятся в отсутствие обязательств? Тогда уже, скорее, в целях благотворительности.

    Письмо Росприроднадзора от 27.03.2017 № АА-06-02-36/6198 «О формах документов»
    В связи с вступлением 17.03.2017 в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду») Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет для использования в работе формы следующих документов:
  • требования о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • требования о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • требования о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа;
  • заявления о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • заявления о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;
  • решения об отказе в зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;
  • решения об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • заявления о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • акта сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • решения о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;
  • решения о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Указанные формы документов рекомендуются к применению, однако не являются обязательными.

    Письмо Росприроднадзора № ВС-10-02-36/6393 от 28.03.2017 «Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов»

    Письмо является выражением крайней позиции определенных служащих Росприроднадзора, которые хотят не допустить использование отходов в целях получения тепла или энергии в зачет исполнения обязанностей по утилизации.
    При этом письмо уходит от прямого рассмотрения данного случая. Полагаем, что использование отходов для получения товара в виде тепла или энергии может считаться утилизацией отходов, т. е. использованием вторичных ресурсов, как это считается, например, в документе № 2 настоящего выпуска ЭКОЗАКОНа®. По крайней мере, об этом можно поспорить в суде.

    Настоящее же письмо излагает следующее:
    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

    Более конкретизированные понятия «рециклинг», «регенерация», «рекупирация» приведены в ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (далее – ГОСТ 30772-2001). Так, согласно п. 5.34 ГОСТ 30772-2001 под рециклингом понимается процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза. Примечанием к п. 5.34 ГОСТ 30772-2001 установлено, что возможны два варианта рециклинга (рециклизации) отходов:

  • повторное использование отходов по тому же назначению, например, стеклянных бутылок после их соответствующей безопасной обработки и маркировки (этикетирования): возврат отходов после соответствующей обработки в производственный цикл, например, жестяных банок – в производство стали, макулатуры – в производство бумаги и картона;
  • для совокупности отходов и сбросов операцию рециклинга называют рекуперацией, для сбросов и порошкообразных, пастообразных отходов – регенерацией, для сбросов и выбросов – рециркуляцией.

    Пунктом 5.35 ГОСТ 30772-2001 установлено определение рекуперации отходов, под которым понимается деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования.
    В соответствии с п. 5.36 ГОСТ 30772-2001 регенерация отходов – это действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала для вторичного использования по прямому или иному назначению, в соответствии с действующей документацией и существующими потребностями.
    Исходя из смысла понятия «утилизация отходов», установленного ст. 1 Закона № 89-ФЗ, а также понятий «рециклинг», «регенерация», «рекупирация», установленных ГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.
    Под «обезвреживанием отходов», согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ, понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
    Также, согласно п. 5.52 ГОСТ 30772-2001 под обезвреживанием понимается обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения. В свою очередь, в соответствии с п. 5.50 ГОСТ 30772-2001 сжигание отходов – термический процесс окисления с целью уменьшения объема отходов, извлечения из них ценных материалов, золы или получения энергии.
    Исходя из смысла понятий «обезвреживание отходов», установленного ст. 1 Закона № 89-ФЗ, а также понятий «обезвреживание», «сжигание отходов», установленных ГОСТом 30772-2001, целью обезвреживания является снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов, а никак не повторное использование.
    Учитывая изложенное, при термической обработке отходов от использования товаров (сжигании отходов) происходит процесс обезвреживания отходов, изменение класса опасности обезвреживаемых отходов.
    При этом стоит четко разграничивать, что утилизация отходов и обезвреживание отходов не являются тождественными понятиями.
    Кроме того, смысл исполнения расширенной ответственности производителей/импортеров товаров путем обеспечения утилизации направлен на вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
    Таким образом, исполнение импортерами/производителями товаров нормативов утилизации отходов путем их обезвреживания, сжигания и обеззараживания, термической обработки является недопустимым.
    В случае выявления фактов исполнения импортерами/производителями товаров, установленных Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р, норматива утилизации, путем обезвреживания отходов (сжигания, пиролиза и т.д.), следует применять меры административного воздействия, установленные ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно сообщается, что в силу положения п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I–V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I–V классов опасности, являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.

    Письмо ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 09.02.2017 № 09-1/563-НБ «По вопросу проведения государственной экспертизы проектной документации отработки месторождения, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, не являющихся объектами капитального строительства»
    Традиционно завуалированный ответ на прямой вопрос – требуется ли экспертиза проектной документации отработки месторождения, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, если они не являются объектами капитального строительства. Ответ напоминает фразу «нет, но если очень хочется, то да». Причем хочется не владельцу объекта, а госоргану:
    «На основании ч. 1 ст. 48, ч. 1, 3 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проводится в отношении проектной документации, подготовленной для осуществления строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Проектная документация, не предусматривающая выполнение таких работ, не подпадает под нормы Кодекса и экспертизе не подлежит (за исключением проектной документации для капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования).

    Однако при проведении государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства оценке соответствия требованиям технических регламентов, в том числе экологическим требованиям, подлежат проектные решения по обращению с отходами производства и потребления, предусмотренные данной документацией (в том числе по применению объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, не являющихся объектами капитального строительства)».
    Возможно, имеется в виду, что если объект некапитального строительства появился до или вместе с объектом капитального строительства, то он также будет оцениваться. А если он планируется к уже имеющемуся и прошедшему государственную экспертизу объекту капитального строительства? Тогда он экспертизе не подлежит.
    Также объяснено, как строительство можно разделять на этапы в целях прохождения государственной экспертизы. Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
    Возможность подготовки проектной документации в отношении отдельных этапов строительства должна быть обоснована расчетами, подтверждающими технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам.
    Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается в объеме, необходимом для осуществления этого этапа, но все равно должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным данным положением для объектов капитального строительства, в полном объеме.

    Выпуск подготовлен компанией правового EHS-консалтинга «ЭКОТИМ» и ПАО «Центрресурс»

    Источник: solidwaste.ru
  • Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала



    Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
    Газогеохимические исследования для целей рекультивации полигонов
    Газогеохимические исследования на полигонах ТКО позволяют получить характеристики, необходимые при в...
    Каким должен быть идеальный завод по термической утилизации?
    Тяжелая ситуация с отходами приводит нас к тому, что сжигать придется. Но тогда встает вопрос – как...
    Анализ работы печей сжигания отходов
    Проведен анализ технологий переработки ТБО термическим способом. Выделены три основных способа терм...
    Экологическое законодательство России: основные изменения за 1-е полугодие 2017 г
    Часть 1.

    По традиции мы в очередной раз предлагаем вашему вниманию обзор изменений, произошедших в законодате...
    Экологическое законодательство России: основные изменения за 1-е полугодие 2017 г
    Часть 2.

    Распоряжение Правительства РФ от 04.05.2017 № 864-р «О внесении изменений в акты Правительства РФ» ...
    Легко ли быть концессионером?
    Наша страна взяла курс на государственно-частное партнерство, и это, безусловно, правильно. Но почем...
    Мусоровозы и их особенностиМусоровозы и их особенности
    В настоящее время в России распространены несколько типов мусоровозов, одним из которых является му...
    О  целесообразности использования  плазменных технологийО целесообразности использования плазменных технологий
    Значительная часть твердых бытовых отходов, даже при самых развитых методах сбора и сортировки, п...



    ГК ЧИСТЫЙ ГОРОД


    ALLISON TRANSMISSION

    КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

    Получить ознакомительный номер «Экология производства»

    Получите бесплатный комплект ознакомительных материалов о журнале «Твердые бытовые отходы»!
    ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

    КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
    ООО "РДМ"
    Фрезерные и гравировальные станки Roland, ударные фотопринтеры, 3D принтеры

    ООО" ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС"
    МУСОРОСОРТИРОВОЧНЫЕ комплексы автоматической и ручной сортировки.Любой мощности и бюджет

    ЗАО КЕМЕТ
    Оборудование и системы для переработки промышленных отходов, утилизации металлической стружки, очистки смазочно-охлаждающих жидкостей.

    ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    СДЕЛАЙ САМ
    МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

    © 2007-2017 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
    Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
    Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
    Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии«

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    Mon, 23 Oct 2017 23:52:12
    Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

    В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

    Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

    Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

    Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

    Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

    Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Принимаю условия соглашения