ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 20359

ЖУРНАЛ ТБО (№8 2017)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Пиролиз
Сообщений: 18
Последнее сообщение: 17.08.2017 17:53


Переработка пп ленты
Сообщений: 6
Последнее сообщение: 16.08.2017 20:05


Переработка отходов Tetra Pak
Сообщений: 3
Последнее сообщение: 16.08.2017 20:00


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 3483142
Последнее сообщение: 16.08.2017 05:40


Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 775157
Последнее сообщение: 24.03.2017 16:24


Раздельный сбор отходов
Просмотров: 298309
Последнее сообщение: 24.07.2017 20:18


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия: 8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

Круглый стол по обращению с отхадами

Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Разработка территориальных схем: ущерб государству"


С.В. Завьялов, директор ООО «ЭКО Технопарк», г. Курган
июнь 2017 г.

Подход к разработке территориальных схем, не основанный на достоверных экономических расчетах, может привести только к нанесению ущерба государству, уверен автор статьи, и авральное внесение разделов «Перспективы развития инфраструктуры обращения с отходами» в территориальные схемы – вовсе не такое благо, как многие думают.

Разработка территориальных схем, которые призваны служить основой дальнейшего реформирования отрасли, в основном закончена. Встает вопрос: насколько отвечают разработанные схемы этой задаче?

Мы провели анализ территориальных схем 40 субъектов РФ.
Территориальные схемы были выполнены 28 компаниями-разработчиками. Общая стоимость разработки данных 40 терсхем составила 244321104,89 руб. Средняя стоимость разработки одной схемы – схемы 6105777,62 руб., цена находилась в диапазоне от 300000 до 20500000 руб. Ориентировочная стоимость разработки всех территориальных схем в РФ составила более 0,5 млрд руб.

Запомним эти цифры, но прежде чем перейти к сути вопроса, уясним еще раз, каков состав требований к содержанию территориальных схем обращения с отходами.

Согласно п. 3 ст. 13.3закона №89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

  • данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта РФ (с нанесением источников их образования на карту субъекта РФ);
  • данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта РФ с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
  • данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте РФ (с разбивкой по годам);
  • данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта РФ;
  • данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе ТКО;
  • баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе ТКО, на территории субъекта РФ;
  • схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, включающую в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

    Постановление Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО» (Постановление 197) содержит закрытый перечень разделов территориальных схем и их содержания.

  • раздел «Нахождение источников образования отходов» содержит:
        -наименования источников образования отходов;
        -сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта РФ (с нанесением их на карту субъекта РФ);
  • раздел «Количество образующихся отходов» содержит данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно ФККО и классам опасности от I до V, а также по источникам образования отходов, указанным в п. 5 Постановления № 197;
  • раздел «Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов» содержит данные:
        -об установленных в субъекте РФ целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов и о достигнутых значениях указанных целевых показателей (на дату утверждения территориальной схемы);
        -о доле утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (%), суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
        -о доле отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (%), с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
  • раздел «Места накопления отходов» содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта РФ);
  • раздел «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» содержит:
        -наименования расположенных на территории субъекта РФ объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
        -сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (с нанесением их на карту субъекта РФ);
        -данные о ежегодном количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов;
  • раздел «Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов» содержит сведения о соотношении количества образующихся на территории субъекта РФ и поступающих из других субъектов РФ отходов (по видам и классам опасности) и количественных характеристик их образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи в другие субъекты РФ для последующих утилизации, обезвреживания, размещения, в том числе:
        -о количестве отходов, образовавшихся на территории субъекта РФ;
        -о количестве отходов, обработанных на территории субъекта РФ;
        -о количестве отходов, утилизированных на территории субъекта РФ;
        -о количестве отходов, обезвреженных на территории субъекта РФ;
        -о количестве отходов, размещенных на территории субъекта РФ;
        -о количестве отходов, переданных в другие субъекты РФ для последующих утилизации, обезвреживания, размещения;     -о количестве отходов, поступивших из других субъектов РФ для последующих утилизации, обезвреживания, размещения;
  • раздел «Схема потоков отходов» содержит:
        -графическое отображение движения отходов от источников образования до используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения объектов, указанных в подпункте «а» п. 9Постановления № 197, с информацией о количестве образующихся, а также поступающих из других субъектов РФ отходов;
        -графическое отображение движения обработанных отходов до объектов, используемых для утилизации отходов;
        -графическое отображение движения отходов, направляемых в другие субъекты РФ, от источников образования отходов либо от объектов, используемых для обработки отходов, до границы субъекта РФ;
        -информацию о зонах деятельности региональных операторов по обращению с ТКО;
    -текстовое или табличное описание количества:
          -o отходов, образующихся, поступающих из других субъектов РФ, направляемых в другие субъекты РФ и удаляемых отходов;
          -o отходов, направляемых на объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, расположенные в границах территорий субъекта РФ.
  • Раздел «Приложения» содержит ссылки на документы и материалы, использованные при подготовке территориальной схемы и обосновывающие приведенную в ней информацию.

    Перечень, как уже говорилось, закрытый. Тем не менее, письмоРосприроднадзора № АС 03-03-36/10394 от 31.05.2016 г. фактически вводит новый раздел: «Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов», который может содержать предлагаемые варианты развития инфраструктуры, которые определяются региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, но при условии обязательного исполнения требований, установленных ч. 7.1, 7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (закон № 174-ФЗ).

    Это письмо на местах было принято к исполнению. Во всех сорока рассмотренных территориальных схемах присутствовали разделы «Перспективы развития инфраструктуры обращения с отходами» или аналогичные разделы с иными вариантами названия. Но это противоречит закону № 89-ФЗ, так как подобные планы должны содержаться в инвестиционной программе. Рассмотрим, что должен включать в себя этот документ, не менее важный, чем территориальная схема.

    Согласно ст. 24.13. 89-ФЗ «Инвестиционная программа оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами»:

  • строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с ТКО, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами;
  • инвестиционная программа должна содержать:
        -плановые и фактические значения показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения ТКО;
        -перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов, используемых для обращения с ТКО;
        -объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
        -график реализации мероприятий инвестиционной программы;
        -предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО;
        -иные сведения, определенные Правительством РФ;
  • инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО, в том числе порядок определения плановых и фактических показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, устанавливается Правительством РФ.

    В развитие данного положения закона принято постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ…», которое описывает процедуру.

    Однако в профессиональном сообществе порой отсутствует понимание того, что а) территориальная схема не может и не должна подменять собой инвестиционную программу и б) не могут параллельно существовать эти два документа, если несут в себе противоречащее друг другу содержание (что неизбежно при авральной разработке и согласовании терсхем).

    Поскольку наше ООО «ЭКО Технопарк» расположено в Курганской области, наибольший интерес для нас представляет территориальная схема именно этого субъекта РФ, утвержденная приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № 566 от 17.10.2016 г.

    В связи с изложенным выше в прокуратуру Курганской области нами было направлено заявление следующего содержания.

    Территориальная схема обращения с отходами Курганской области содержит раздел «Перспективы развития инфраструктуры обращения с отходами на территории Курганской области». Это противоречит закону № 89-ФЗ и Постановлению № 197. Такие сведения не могут быть отражены в территориальной схеме, потому что являются данными стратегического планирования и должны быть обоснованы экономическими расчетами. Включать их следует в инвестиционную программу регионального оператора и региональную программу обращения с отходами Курганской области. Фактически включение данного раздела в территориальную схему обязывает будущего регионального оператора реализовывать описанные планы, так как территориальная схема является обязательной к исполнению и нарушение ее положений влечет отзыв статуса у регионального оператора. В данной ситуации департамент фактически превысил свои полномочия, согласовав те нормы, которые регулируются иными правовыми документами. Подобная ситуация сложилась ввиду того, что Росприроднадзор направил в свои территориальные органы письмо № АС 03-03-36/10394 от 31.05.2016 г., в котором допускает наличие в территориальных схемах предлагаемых вариантов развития инфраструктуры, но при обязательном исполнении требований частей 7.1, 7.2 ст. 11 закона № 174-ФЗ. Данная норма устанавливает обязательное требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности.

    Полагаем, что при разработке территориальной схемы обращения с отходами Курганской области грубо нарушены нормы действующего законодательства в части включения в территориальную схему перспектив развития инфраструктуры.

    Письмо Росприроднадзора, как и любое письмо, не является нормативно-правовым актом. Впрочем, включенные в территориальную схему объекты не соответствуют даже этому письму, так как не имеют положительных заключений ГЭЭ. Аналогичное по смыслу заявление было направлено в Генеральную прокуратуру РФ.

    От обоих адресатов были получены ответы. Прокуратура Курганской области считает, что «фактов неисполнения Департаментом обязательных требований к составу территориальных схем обращения с отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 № 197, не установлено…, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется». Генпрокуратура в результативной части придерживается того же мнения, однако же одновременно подтверждая, что упомянутое письмо Росприроднадзора не является нормативным правовым актом и не меняет перечень разделов терсхемы.

    Как же так? Во-первых, в нашем обращении речь шла о другом – о превышении полномочий и включении в терсхему сведений, не указанных ни в законе № 89-ФЗ, ни в постановлении № 197.Во-вторых, если указанное письмо не является НПА и не меняет перечень разделов терсхемы, то на основании чего же они изменены и почему делается вывод, что это не является нарушением?

    Представляется, что уклончивые ответы прокуратуры на предельно четкий вопрос свидетельствуют лишь о верности изложенных нами доводов. Ведь признание факта массового нарушения законодательства приведет к неизбежности оперативного его восстановления в масштабах всей страны. А это будет означать, что фактически государству нанесен ущерб в размере 244321104,89 руб., а возможно, и на сумму более 0,5 млрд руб., так как разработанные и утвержденные территориальные схемы оказались не соответствующими требованиям действующего законодательства. Но главное, что в случае реализации предусмотренных территориальными схемами перспективных планов, разработанных без детального экономического обоснования, государству будет нанесен еще больший ущерб.

    Необходимо в оперативном порядке либо исключить из территориальных схем разделы о перспективных планах, либо изменить требования к их содержанию и провести квалифицированные экономические и технологические расчеты (разработать инвестиционные программы). Это предполагает, что ситуация будет развиваться по двум принципиально разным путям. В первом случае инвестиционные программы будет разрабатывать региональный оператор, а второй путь требует внесения изменений в действующее законодательство и переработки территориальных схем.

    Вдумайтесь, что происходит! Реализуется такой подход, при котором правильность этапа реформирования сферы обращения с отходами оценивается только после его осуществления, когда изменить уже ничего нельзя (хотя теоретически можно отменить все наработки и вернуться вновь в исходную точку – в 2014 г.). Коллеги, покупка кота в мешке – это путь чрезвычайно деструктивный и крайне затратный. Данный подход неприемлем.

    Если мы хотим действительно сформировать промышленную отрасль переработки отходов, все полномочия в части разработки и согласования территориальных схем и перспективных планов инфраструктурного развития должны быть срочно переданы в Минпромторг России.

    От редакции: думается, что автор не одинок в своих выводах о несовершенстве разработанных территориальных схем. Так, эксперты проекта ОНФ «Генеральная уборка» проанализировали территориальную схему по обращению с отходами Ивановской области и пришли к выводу, что в ней допущены существенные недочеты, которые требуют серьезной доработки. Координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов считает, что «принятая терсхема Ивановской области не выдерживает никакой критики, необходим в срочном порядке ее пересмотр».

    Источник: solidwaste.ru
  • Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала



    Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
    Экологическое законодательство России: основные изменения за 1-е полугодие 2017 г
    Часть 2.

    Распоряжение Правительства РФ от 04.05.2017 № 864-р «О внесении изменений в акты Правительства РФ» ...
    Как неудачный эксперимент захватил Москву
    Как это ни прискорбно, но точную статистику по отходам найти невозможно. Разные источники предлагают...
    Академия электронных отходов в Москве
    Академия электронных отходов – учебный курс для экспертов и специалистов, который регулярно проводит...
    Спрессовал отходы – получил  доходыСпрессовал отходы – получил доходы
    Проблема сокращения объема отходов в последние годы стала повсеместно популярной, а экологические в...
    Эффект больших чисел
    О работе вновь созданного «Федерального штаба по вопросам совершенствования законодательства в обла...
    Что делать с бытовыми отходами стекла?Что делать с бытовыми отходами стекла?
    Автоматическая сортировка стеклобоя Многие перевозчики и операторы ТКО, а также переработчик...
    Оптимизация затрат на вывоз ТКООптимизация затрат на вывоз ТКО
    В статье освещаются ключевые аспекты создания интегрированной системы управления процессами сбора и ...
    Разработка территориальных схем: ущерб государству
    Подход к разработке территориальных схем, не основанный на достоверных экономических расчетах, может...



    ГК ЧИСТЫЙ ГОРОД


    Wasma-2017

    КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

    Получить ознакомительный номер «Экология производства»

    Получите бесплатный комплект ознакомительных материалов о журнале «Твердые бытовые отходы»!
    ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

    КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
    СтеклоИндустрия
    Покупка стеклобоя, производство пеностекла

    ООО "Экоресурсы"
    Вывоз мусора контейнерами. Установка и продажа контейнеров. Техническое обслуживание пресс-компакторов. Переработка и утилизация: - Макулатура и картон - Пленка, биг-бэги - Стеклобой

    Управление Спецмеханизации
    Сбор, погрузка и транспортировка отходов производства и потребления, кгм, строительного мусора, снега. Подажа мусоровозов, бункеовозов. Продажа, аренда контейнеров, бункеров для мусора.

    ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    СДЕЛАЙ САМ
    МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

    © 2007-2017 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
    Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
    Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
    Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии«

    Rambler's Top100
    Sat, 19 Aug 2017 02:40:28