ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 20268

ЖУРНАЛ ТБО (№6 2017)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

ФАКТОР ТДУ
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Александр Коган: Полигон ТКО «Кучино» будет закрыт с 23 июня
Сообщений: 6
Последнее сообщение: 23.06.2017 17:13


Переработка отработанных шин
Сообщений: 3713
Последнее сообщение: 23.06.2017 14:44


Нематериальный подарок
Сообщений: 25
Последнее сообщение: 22.06.2017 11:57


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 3412763
Последнее сообщение: 23.06.2017 14:44


Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 755719
Последнее сообщение: 24.03.2017 16:24


Раздельный сбор отходов
Просмотров: 289338
Последнее сообщение: 11.04.2017 10:28


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2

Редакция:
Телефон: +7 (499) 263-29-91
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ
АННАТОН ТЕХНО


Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Оптимизация затрат на вывоз ТКО"


С.С. Бузановский, к. э. н., директор по качеству ООО «ГрандЦиклСтрой»
июнь 2017 г.

В статье освещаются ключевые аспекты создания интегрированной системы управления процессами сбора и транспортировки ТКО в городах с численностью населения свыше 1 млн человек. Анализируются основные факторы повышения эффективности, связанные с оптимизацией маршрутной сети, совершенствованием планирования вывоза и оптимизацией процесса транспортировки ТКО.

В современных условиях на первое место выдвигается повышение производительности труда во всех сферах общественного производства. В полной мере это относится к сфере сбора и транспортирования ТКО, а накопленный опыт позволяет выделить основные факторы повышения эффективности этих процессов. К ним прежде всего относятся:

  • формирование интегрированной системы управления бизнес-процессами;
  • использование современных информационных, в том числе «умных», технологий.

    В самом общем виде описание процесса сбора и транспортирования ТКО как бизнеса с территориально распределенной структурой заказчиков и логистической направленностью основных производственных процессов опирается на следующие показатели:
  • протяженность маршрута, км;
  • количество точек сбора ТКО;
  • среднее расстояние между точками сбора ТКО, км;
  • общее количество контейнеров для ТКО;
  • среднее количество контейнеров на одну точку сбора ТКО;
  • заявленное и фактическое количество ТКО по точкам сбора;
  • среднее количество ТКО на один контейнер и на одну точку сбора.

    При этом постоянно оказываются необходимыми:
  • увеличение объема услуги (количества собираемых и вывозимых ТКО);
  • улучшение качества собираемых и вывозимых ТКО (отсутствие крупногабаритных ТКО, опасных веществ и др.);
  • повышение равномерности и ритмичности сбора и вывоза ТКО (фото 1);
  • снижение себестоимости сбора и транспортирования ТКО (по соотношению затрат и поступлений от заказчиков).

    Именно с этих позиций рассмотрим основные факторы повышения эффективности сбора и транспортирования ТКО.

    Традиционно планирование вывоза ТКО опирается на заявки, поступающие в диспетчерскую службу предприятия по телефону или по электронной почте. Данные о средней заполняемости контейнеров мусором, выявленные в результате обследования, представлены в таблице.

    Данные о средней заполняемости контейнеров мусором

    Контейнеры
    Доля, %
    Контейнеры, заполненные на 100 %
    45–65
    Контейнеры, заполненные ниже нормы
    15–30
    Контейнеры, заполненные сверх нормы
    10–30


    Фото. 1. Переполненные контейнеры

    Ситуация может кардинально измениться при использовании автономных сенсорных датчиков наполнения контейнеров (фото 2). Датчик автоматически отправляет предупреждение в случае возникновения следующих обстоятельств:
  • переполнение контейнеров;
  • частичный вывоз (некачественное оказание услуги);
  • внеплановый вывоз (предположительно хищение);
  • внезапные изменения температуры (предположительно возгорание);
  • смещение контейнера с установленного места или опрокидывание.


    Фото 2. Варианты расположения датчиков наполнения контейнеров

    Предупреждения направляются по электронной почте, а также отображаются в веб-сервисах (см. рисунок). Предупреждения о внезапном изменении температуры могут также направляться пользователю.


    Принцип использования датчиков наполнения контейнеров

    Применение датчиков позволяет:

  • знать, когда и где наполнились контейнеры;
  • понять основные количественные закономерности образования отходов на обслуживаемой территории;
  • отслеживать соответствие фактического вывоза отходов плановым данным и выявлять внеплановые вывозы отходов и/или сброс отходов.

    Положительный опыт применения подобных датчиков накоплен, например, в ОАЭ, Бельгии, Чехии и Финляндии. Так, муниципальная компания по управлению отходами в Финляндии Ltd-Uudenmaan Jtehuolto таким способом решила проблему жалоб потребителей на переполненные контейнеры и одновременно снизила высокие траты, связанные с их обслуживанием (издержки на вывоз мусора сократились на 40 %). Бельгийская компания Terre по вывозу мусора также решила проблему переполненных контейнеров и устранила недовольство крупного заказчика. Национальная чешская компания по утилизации отходов ASEKOL установила датчики на 700 баках и решила проблему с хищением и вандализмом в отношении контейнеров благодаря работе автоматических предупреждений о перемещении объектов. Муниципальная компания по управлению отходами в ОАЭ Bee’ah при том же парке мусоровозов благодаря применению автоматических датчиков повысила потенциал вывоза отходов на 73 %.

    Как показывает опыт, применение датчиков уровня наполнения контейнеров дает следующие преимущества:
  • снижение расходов на вывоз мусора до 50 %;
  • предотвращение переполнения мусороприемников и сокращение количества жалоб;
  • повышение прозрачности системы управления процессами вывоза ТКО;
  • контроль объемов образуемых отходов;
  • уменьшение неблагоприятных экологических последствий.

    При любой технологии получения информации о потребности в вывозе ТКО в рамках процесса планирования формируются производственные задания с учетом рассчитанной оптимальной маршрутной сети на каждый плановый период.

    Однако на предприятиях, осуществляющих сбор и транспортирование ТКО, широко распространена экономически порочная практика закрепления определенного типа мусоровоза и конкретных водителей за фиксированным маршрутом. В результате на смену выдается производственное задание на маршрут (далеко не оптимальный!) в виде перечня адресов. При этом зачастую водитель мусоровоза сам определяет последовательность движения между пунктами с учетом знаний о транспортной доступности конкретных контейнерных площадок. Естественно, при приходе на маршрут нового водителя производительность труда в период его адаптации резко падает.

    На наш взгляд, плановые маршруты должны оптимизироваться на каждую смену с учетом реальной структуры заявок на вывоз отходов. По итогам такой оптимизации водителю мусоровоза выдается задание не в форме перечня адресов, а в виде последовательной цепочки адресов. При этом оптимизированный маршрут вводится в навигатор, что помогает водителю при движении во время всего процесса сбора и транспортирования ТКО.

    При планировании вывоза отходов (составлении сменных производственных заданий) приходится учитывать транспортную доступность точек сбора. Прежде всего, речь идет о технической возможности подъехать к контейнерам в условиях плотной парковки автотранспорта во дворах. Данный фактор существенно влияет на эффективность сбора ТКО, поскольку время подъезда к контейнерной площадке и выезда увеличивается в 4–5 раз.

    При наличии на маршруте в среднем хотя бы пяти проблемных точек потери рабочего времени, по самым скромным расчетам, за смену могут составить до 10 % рабочего времени.

    Как показывает опыт, наиболее эффективны в этом случае следующие действия: с водителями определить наиболее неблагоприятные участки, парковка на которых чаще всего ограничивает движение мусоровоза, и совместно с заказчиками установить в этих точках ограничители парковки (например, бетонные полусферы).

    Значительные резервы повышения эффективности управления связаны с оптимизацией процесса транспортирования ТКО. В рамках этого блока вопросов, на наш взгляд, работа должна проводиться по двум основным направлениям.

    Во-первых, можно и нужно повысить эффективность диспетчерской работы в режиме онлайн путем оперативного выполнения оптимизационных расчетов, учитывающих отклонения в ходе выполнения конкретных плановых сменных производственных заданий.

    Во-вторых, нужна оптимизация потоков ТКО между пунктами выгрузки и перегрузки. Необходимость такой оптимизации обусловлена существенными различиями в экономической эффективности и условиях эксплуатации техники разных типов.

    Например, обследование показало, что доля затрат времени при транспортировании собранных ТКО на полигон составила в среднем 15–20 % рабочего времени за смену. При этом важно учитывать следующее: по своей конструкции мусоровоз функционально предназначен для сбора отходов, но не для их транспортировки на дальние расстояния. Мусоровоз – достаточно дорогостоящая машина, в стоимости которой велика доля специального оборудования. Использование такой техники в целях транспортирования ТКО на полигоны означает потери. Ведь в этом случае функции ее сводятся к функциям грузовика, здесь нет потребности в дорогом специальном оборудовании. То есть, дорогостоящая техника задействуется в работах, для которых можно использовать более простые и дешевые машины.

    Если транспортирование отходов на полигон осуществляет техника, предназначенная для сбора отходов, это означает следующее:
  • дорогостоящая специальная техника необоснованно изнашивается;
  • увеличиваются удельные затраты (себестоимость) на транспортирование по сравнению с вариантом использования менее дорогой техники;
  • на выполнение производственных заданий требуется больше машино-часов, поэтому увеличивается потребность в дополнительной специальной технике.

    Чтобы исключить эти негативные моменты, следует использовать специализированную дорогостоящую технику только в пределах города, на пунктах перегрузки перегружать ТКО на менее дорогую технику для дальнейшего транспортирования на длительное расстояние (на полигон).


    Фото 3. Перемещение ТКО на пункте перегрузки

    Оценка целесообразности минимизации выгрузки мусоровозов большой грузоподъемности на полигоне за счет использования пункта перегрузки ТКО позволяет сделать следующие выводы:

  • сменная производительность труда повышается в среднем на 30–40 % (за счет увеличения времени активной работы на маршрутах);
  • несмотря на дополнительные затраты на перегрузку ТКО в итоге себестоимость транспортирования снижается на 5–7%.

    Правильная организация бизнес-процессов сбора и транспортирования отходов в конечном итоге позволяет оптимизировать:
  • ресурсное обеспечение, в том числе количество, состав и структуру автопарка и производственного персонала;
  • затраты на горюче-смазочные материалы;
  • контейнерное хозяйство с учетом возможностей унификации контейнеров по типоразмерам.

    На основе такой организации бизнес-процессов сбора и транспортирования ТКО становится возможным разработать и внедрить интегрированную систему управления, сформированную на основе современных информационных, в том числе «умных», технологий и охватывающую весь управленческий цикл, включая планирование, организацию, учет и контроль, анализ, корректировку:
  • определение потребности в вывозе отходов (поступление информации с датчиков уровня наполнения контейнеров и сравнение с заявками потребителей);
  • формирование оптимального маршрута перемещения мусоровозов и расписания вывоза ТКО (с учетом пробок на дорогах и транспортной доступности мест сбора);
  • отслеживание маршрута и времени движения мусоровозов (поступление информации с навигаторов в режиме онлайн);
  • сравнение оптимальных и фактических маршрутов и расписаний;
  • определение причин расхождений расчетных оптимальных и фактических маршрутов и расписаний в целом;
  • корректировка маршрутов и расписаний (при обоснованных отклонениях расчетного оптимума и факта);
  • контроль реального выполнения работ (освобождение контейнеров) и оценка объемов выполненной работы по сотрудникам и по типам мусоровозов (за период).

    Подчеркнем, что интегрированная система управления сбором и вывозом ТКО позволяет оперативно и точно определить объем выполненной за период работы с учетом типа техники. Принципиальные изменения при этом претерпевает также система нормирования, выдачи, учета, контроля и анализа расхода горюче-смазочных материалов.

    По нашим расчетам, внедрение интегрированной системы управления сбором и транспортированием отходов позволяет:
  • снизить потребность в приобретении новой дорогостоящей специализированной техники, а в ряде случаев полностью исключить ее на длительный срок;
  • за счет этого без привлечения дополнительных инвестиций отказаться от постоянного использования устаревшей техники и эффективно перераспределить высокоэффективную технику, увеличив тем самым общий КПД системы сбора и вывоза ТКО;
  • повысить качество оказания услуги по сбору и транспортирование и улучшить имидж предприятия, осуществляющего вывоз отходов;
  • снизить себестоимость вывоза не менее чем на 30 %.

    Литература
    1. 1. Коробко В. И. Твердые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство: монография: науч. специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»/В. И. Коробко, В. А. Бычкова. – Москва: ЮНИТИ: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 131 с.
    2. 2. Скарга-Бандурова И. С. Модели реализации комплексной стратегии управления отходами/И. С. Скарга-Бандурова//Вестник национального технического университета Харьковский политехнический институт. Серия: Информатика и моделирование. – 2013. – № 19 (992). – С. 146–152.
    3. 3. Тагилова О. А. Повышение социальной эффективности системы управления отходами потребления урбанизированных территорий [Электронный ресурс]/О. А. Тагилова, Д. В. Силина//Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Урбанистика. – 2013. – № 1 (9). – С. 133–146. –http://elibrary.ru/item.asp?id=18960106.
    4. 4. Уланова О. В. Краткий обзор метода оценки жизненного цикла продукции и систем управления отходами [Электронный ресурс]/О. В. Уланова, В. Ю. Старостина//Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 138. – http://elibrary.ru/item.asp?id=17882970.
    5. 5. Мамин Р., Ветрова Т. Инновационные механизмы управления отходами. – Москва: Библиотека научных разработок и проектов НИУ МГСУ, 2013.

    Источник: www.solidwaste.ru
  • Подписка на журнал

    С полными текстами всех статей
    вы можете ознакомиться
    на страницах журнала



    Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
    Что делать с бытовыми отходами стекла?Что делать с бытовыми отходами стекла?
    Автоматическая сортировка стеклобоя Многие перевозчики и операторы ТКО, а также переработчик...
    Перевозка мусора.  Способы снижения затратПеревозка мусора. Способы снижения затрат
    Недостаток бюджетных средств приводит к лимитированию оплаты услуг по утилизации ТБО, а постоянный ...
    Преграда полигонному  фильтрату – источнику  загрязнения подземных водПреграда полигонному фильтрату – источнику загрязнения подземных вод
    Зарубежный опыт применения полимерных противофильтрационных экранов (ПФЭ) при строительстве и обуст...
    Легко ли быть концессионером?
    Наша страна взяла курс на государственно-частное партнерство, и это, безусловно, правильно. Но почем...
    Механизированная  сортировка – важное звено  в цепи переработки отходовМеханизированная сортировка – важное звено в цепи переработки отходов
    Первый шаг, который в состоянии сделать любой регион, любое муниципальное образование, – это миними...
    Как это работаетКак это работает
    Как известно, четкость работы швейцарской системы обращения с отходами можно сравнить только с четк...
    Технологические решения для переработки печатных платТехнологические решения для переработки печатных плат
    Авторы статьи предлагают схему переработки использованных электронных плат, которая позволяет обеспе...
    Оптимизация затрат на вывоз ТКООптимизация затрат на вывоз ТКО
    В статье освещаются ключевые аспекты создания интегрированной системы управления процессами сбора и ...



    ГК ЧИСТЫЙ ГОРОД


    АРКОН

    Wasma-2017

    КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

    Получите бесплатный комплект ознакомительных материалов о журнале «Твердые бытовые отходы»!
    ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

    КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
    ООО "ДИМАРИН"
    Производство и реализация контейнеров для ТБО: пластиковых, металлических, оцинкованных. Реализуем урны для мусора уличные, урны-пепельницы.

    ООО "Завод "Укрбудмаш"
    www.globecore.ru Укрбудмаш является одним из ведущих мировых машиностроительных предприятий. Оборудование, производимое нами под торговой маркой Укрбудмаш, применяется для изготовления битумных эм...

    ООО "САХ"
    Сбор и размещение отходов

    ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

    СДЕЛАЙ САМ
    МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

    © 2007-2017 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
    Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
    Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
    Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии«

    Rambler's Top100
    Fri, 23 Jun 2017 18:42:08