ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 20327

ЖУРНАЛ ТБО (№7 2017)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Из саранского мусора делают обои и школьные тетради
Сообщений: 1
Последнее сообщение: 27.07.2017 10:27


ДЫРЯВАЯ ЛОДКА ГОДА ЭКОЛОГИИ 2017
Сообщений: 70
Последнее сообщение: 27.07.2017 09:31


Экспертный совет выбрал разработчика проекта рекультивации полигона в Балашихе
Сообщений: 4
Последнее сообщение: 27.07.2017 07:26


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Переработка отработанных шин
Просмотров: 3462826
Последнее сообщение: 24.07.2017 14:38


Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 770882
Последнее сообщение: 24.03.2017 16:24


Раздельный сбор отходов
Просмотров: 294878
Последнее сообщение: 24.07.2017 20:18


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

МЕРОПРИЯТИЯ

КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия: 8 (800) 200-11-12
бесплатный звонок из любого региона России
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ
АННАТОН ТЕХНО


Главная страница / Публикации по проблемам переработки и утилизации отходов и использованию вторичного сырья

"Выстраивать отрасль с нуля"


Интервью с Министром экологии и природопользования Московской области А. Б. Коганом.
май 2017 г.

Подмосковье – один из самых густонаселенных российских регионов, и, возможно, самый сложный с точки зрения обращения с отходами. Как избежать мусорного коллапса и начать планомерное выстраивание отходоперерабатывающей отрасли? Об этом наш разговор с Министром экологии и природопользования Московской области А. Б. Коганом.

– Уважаемый Александр Борисович, Московская область – уникальный субъект Федерации в плане обращения с отходами: он захоранивает вдвое больше чужих (московских) отходов, чем своих. Что это означает для создания новой системы обращения с отходами?
– Да, соотношение именно такое: 3,8 млн т отходов – Московская область и 7,2 млн т – Москва. Это огромная антропогенная нагрузка на экологическую систему Московской области. С ней связано огромное количество проблем, и мы их решаем. Мы выводим из эксплуатации переполненные, не соответствующие экологическим требованиям полигоны (три года назад их было 39, сейчас осталось 18 – выбыл из оборота 21 полигон) – те, которые исчерпали свой ресурс полностью или имели многочисленные нарушения. Их негативное воздействие на окружающую среду было настолько велико, что дальше эксплуатировать их не представлялось никакой возможности.

– Но если полигоны и дальше будут закрываться, то вскоре размещать отходы станет просто негде?
– Так оно и будет, если не создавать никакой инфраструктуры. Поэтому была разработана и принята территориальная схема обращения с отходами. Необходимо построение современных объектов, привлечение инвестиций на территорию Московской области. Нам предстоит выстраивать отрасль с нуля, и мы к этому уже приступили. Сейчас, когда принято постановление Правительства РФ от 28 февраля 2017 г. № 240, которое коренным образом меняет экономику мусоросжигания, мы точно знаем, что уже к 2021 г. у нас будет первый завод термического обезвреживания отходов (ЗТО), а затем – еще два ЗТО. Технология будет выбрана федеральным правительством из наилучших доступных в мире. Логистические потоки поменяются, поскольку заводы размещаются в правильных местах, перерабатывают достаточно большой объем отходов и оставляют минимум хвостов, а если еще и внедрить технологию утилизации шлаков, то у нас будет реализован принцип нулевого захоронения, который декларирован в правительственном проекте «Чистая страна».

– То есть все усилия будут направлены на ЗТО?
– Вовсе нет. Наши планы включают также строительство новых современных мусороперерабатывающих заводов, модернизацию старых полигонов с доведением их до безупречного состояния, и это будет даже раньше по времени, чем ЗТО.



Обновленные полигоны будут обеспечены сортировочными и мусороперерабатывающими мощностями, и мы навсегда прекратим такое безобразие, как вкатывание опасных отходов и полезных материалов в грунт. Собственно, это уже будет не полигон в сегодняшнем понимании, а мусороперерабатывающий комплекс, осуществляющий промышленную сортировку, переработку отходов как минимум до 50 %, и захоронение инертных хвостов, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду.

– И где же будут построены такие комплексы?
– Мы планируем к 2019–2020 гг. построить такие комплексы в Кашире, Сергиевом Посаде, Серебряных Прудах, Воскресенске, Орехово-Зуево и Рузе. А в дальнейшем и ряд старых полигонов привести к этому же стандарту, как я уже говорил.

– А где будут располагаться ЗТО?
– У нас зарезервировано в территориальной схеме семь земельных участков, к строительству же планируется четыре завода, таким образом, еще есть возможность маневра. Но пока предполагаются Наро-Фоминск, Солнечногорск, Ногинск, Воскресенск.

– Но на какие средства будут строиться эти заводы? Они же не окупятся?
– Нашу территориальную схему, занимающую 400 страниц, со всеми ее математическими выкладками, с финансовыми моделями, с предельным тарифом, со сроками окупаемости я вряд ли смогу вам пересказать в рамках одного интервью. Отвечу коротко: планируется заключение долгосрочных госконтрактов , срок окупаемости мусороперерабатывающих заводов составляет 12 лет; абсолютно все средства, которые пойдут на строительство этих объектов, включены в финансовую модель окупаемости, и предельный тариф посчитан по каждому кластеру (а их в территориальной схеме обращения с отходами семь). Мы предусматривали целевые показатели (рис. 1) по аналоговому методу, то есть изучали и заводы, которые уже построены, и оборудование, которое выпускается в Германии, Австрии и Израиле, сравнивали, выбирали оптимальную стоимость, учитывая требуемый объем переработки, затем проводили технико-экономический аудит полученной модели.



– В основу модели легли достоверные данные?

– Мы инвентаризировали все источники образования отходов. Самый большой вклад – почти 60 % – дают многоквартирные дома, за ними идут объекты торговли, индивидуальное жилищное строительство, садоводческие товарищества и т. д. Четыре сезона проводились измерения в нескольких муниципальных образованиях: выявлялись закономерности, зависящие от плотности населения, от особенностей территории, от характера застройки, и т. д. Выясняли морфологию отходов – все строго по методологии, которая принята правительством РФ. Мы провели аналитическую работу в рамках разработки территориальной схемы и определили нехватку контейнерных площадок на территории Московской области – сегодня их на 15 % меньше, чем требуется. Поэтому когда мы будем проводить конкурс по отбору региональных операторов для каждого из семи кластеров, одним из условий будет – создать недостающие контейнерные площадки, это будет входить в госконтракт.

–Будет ли предусматриваться возможность раздельного сбора?
– Территориальной схемой определены города, которые в режиме пилотных проектов будут внедрять раздельный сбор отходов. В этих районах будут введены и дополнительные обязательства для регоператоров: обязательная двухконтейнерная система, предполагающая разделение на чистые, или сухие, и грязные отходы. Чистые – вся упаковка, прежде всего это картон, пластик, металл, стекло – пойдут на сортировку прямо в муниципальном образовании, остальные отправятся на полигон, но не забудем, что и там они уже скоро будут подвергаться автоматической сортировке.

– А как быть с опасными отходами?
– Изначально мы предполагали вменить региональному оператору в обязанность сбор опасных отходов, но, согласно последним изменениям в нормативно-правовой базе, из обязанностей регионального оператора это выведено. Быстро меняется законодательство, но ничего страшного: мы включим это в обязательные требования к управляющим компаниям и будем жестко отслеживать их исполнение. И, если уж мы перешли к теме контроля за деятельностью регионального оператора, то скажу, что невозможно его эффективно осуществлять без электронной системы. У нас планируется функционирование навигационной системы контроля, где будет отражаться в электронном виде вся логистика, от бачка до захоронения (рис. 2) – слайд 12. Данная электронная система будет позволять видеть не только объемы отходов, но и, например, очистился или нет контейнер, для этого будут установлены датчики наклонов на загружающих механизмах. За разработку этой системы готовы взяться много организаций, среди них даже такие группы, как ОАО «Вербанк», «РТ–Инвест» и «Платон».

– Какие результаты все это должно принести?
– Соответствующие основным целевым ориентирам. Сейчас у нас отбирается только 5 % вторичных ресурсов, а остальные 95 % идут на захоронение на полигонах. К 2019–2020 гг. мы предполагаем сортировать отходы и извлекать вторичные ресурсы, получать органику, компост, РДФ либо иной горючий материал. В итоге доля переработки к 2022 г. составит 50 %, а к 2024 г.– 60 %

– В Подмосковье есть объекты по обработке и утилизации отходов?
– Есть, и почти все нанесены на электронную карту, указаны характеристики каждого объекта, год, когда он будет закрыт либо модернизирован. Все новые объекты, которые будут появляться, будем также наносить на эту карту. Но надо признаться, что крайне мало перерабатывающих заводов, их можно посчитать по пальцам одной руки. Нет и промышленной сортировки, которая позволяет сортировать хотя бы 10 % отходов, а тот максимум, на который способны старые сортировочные линии, – это 7 %. Да и поступает на сортировку не более 30 % отходов, которые формируются на территории Московской области. Таким образом, нам предстоит в течение пяти лет построить отрасль обращения с отходами практически с нуля.

– А как относиться к тому, что территориальная схема сделана без учета московского мусора?
– После отбора регионального оператора мы позволим ему заключить с операторами Москвы соглашение, в рамках которого будут утилизироваться отходы. Но в принципе это больной вопрос. Москва не может гарантировать потоки на те объекты, которые отражены в территориальной схеме, ведь у московских региональных операторов нет обязательств вывозить отходы в конкретные точки: для оператора гарантируется свобода выбора, да и контракты заключены на 15 лет. Мы не собираемся ломать эту систему. Мы планируем, что региональный оператор Московской области договорится с операторами Москвы, подпишет гарантийные документы, чтобы потоки шли на определенные объекты. Если это будет решено, мы внесем изменения в территориальную схему.

– Не очень понятно: как это Москва не может обеспечить стабильные потоки отходов? Ведь отходов там огромное количество…
– Смотрите, в чем риски. Если мы будем учитывать объемы Москвы, то на эту определенную мощность наш региональный оператор и наши операторы должен будет построить перерабатывающее производство. Представим себе, что мы будем требовать от него 700 тыс. переработки с учетом объемов Москвы. Окупаемость – от 7 до 12 лет. А что будет, если пройдет 2–3 года, и Москва найдет другое решение? Кто будет отвечать – бюджет Московской области или граждане тарифом? Понятно, что мы не можем взять это на себя, мы будем отвечать только по тем обязательствам, которые формируются на территории Московской области. Другое дело региональный оператор; если в рамках соглашений и окупаемости дополнительные объемы отходов будут поступать на наши объекты, способные принять их и утилизировать, это будет только улучшать ситуацию, потому что тарифы будут падать. Объемы увеличиваются – срок окупаемости уменьшается.

– А есть ли желающие пойти в региональные операторы и взять на себя такой труд и такие риски?
– Желающих идти на регионального оператора множество, вопрос скорее в том, как отсечь некоторых из них. Мы не хотим иметь дело с организацией, которая с уставным капиталом 10 тыс. руб. берется строить инфраструктуру стоимостью по каждому кластеру минимум 5 млрд руб.: это сортировка промышленного масштаба, это выделение ценных фракций, выделение органики и переработка ее в компост, это производство РДФ и строительство полигона по современным технологиям, ведь мы подразумеваем именно всю цепочку технологий. Поэтому на этапе отбора мы предусматриваем жесткую систему банковских гарантий, в зависимости от кластера они будут составлять от 300 до 500 млн руб., и гарантия банка будет возобновляться каждый год во исполнение договора регионального оператора. Кроме этого будет залоговая сумма, и залоговая сумма победителя конкурса будет оставаться в качестве таковой до окончания строительства всей инфраструктуры. Это еще 300 млн руб. Жестко? Да, но мы не хотим иметь дело с людьми, которые придут и ничего не сделают.

– И все же, Александр Борисович, хочу вернуться к мусоросжиганию. Развитые страны уже отказываются от него, а мы внедряем…
– Да, так и есть! Но мы находимся пока на разных витках спирали. В этом единственная разница, а так – почитайте внимательно, все европейские документы абсолютно про нас! Написано: сжигание отходов для получения энергии может сыграть роль в переходе к цикличной экономике согласно иерархии по обращению с отходами в ЕС. Именно такую роль сжигание и сыграет. Но необходимо при этом соблюдать иерархию обращения с отходами, то есть изымать ценные материалы и опасные отходы. Да, у нас в территориальной схеме четко прописаны такие требования. Оппоненты говорят, что наша терсхема декларативна? Да, именно такая она и есть, мне даже возразить нечего. А знаете, почему? Потому что нет сейчас никакой системы обращения с отходами, ноль, зеро! Весь мусор вкатывается в грунт, и больше ничего нет. Все, что мы прописали, – это декларация, а наша задача – эту декларацию воплотить в жизнь. Безусловно, потом выяснится, что мы что-то задекларировали хорошо, а что-то плохо, придется что-то корректировать, мы не идеальны, мы живые люди и ошибаемся, как людям свойственно. Да, территориальную схему придется корректировать, возможно, чего-то мы не предусмотрели. Это живой документ, который будет подвергаться корректировке по необходимости. Невозможно, поднимая всего за год такой мощнейший пласт, причем делая это впервые, предусмотреть все до мелочей. Это можно называть декларацией, а можно планом действий, и не на один год. Знаете, когда швейцарцы или немцы слышат о том, что мы собираемся сделать за три года, они говорят: да вы что, мы это 40 лет строили! Я отвечаю – ну хорошо, за пять лет построим. У нас же другого выхода нет.

– Вы считаете, нам придется проделать тот же путь, что и им, – через сжигание к переработке?
– Думаю, да. Но мы же не собираемся внедрять шведскую модель, когда все сжигается и еще из-за рубежа ввозится. Можно и нужно рассматривать другие технологии, ведь поле деятельности будет масштабное! Считайте: на ЗТО пойдет не более 2,8 млн т, а у нас еще 5 млн т из Москвы, и еще 3,8 млн т своих, итого 8 млн т остается помимо сжигания – перерабатывай, пожалуйста! Можно запустить еще множество технологий. В конечном счете мы решим проблему только переработкой, а сжигание будет просто в дополнение, в завершение цепочки, как это и есть во всем цивилизованном мире. Главное, выбрать действительно наилучшие технологии по доступной цене – именно так мы понимаем идеологию НДТ.

– Однако по «сжигалкам» уже все решено и обретает реальный облик, чего не скажешь о других технологиях…
– Почему мы не предусмотрели другое? Попробую ответить. Знаете, вопрос есть такой: почему нет жизни на Марсе? Можно долго рассуждать на эту тему, и некоторые очень любят это делать. Нам же приходится не просто рассуждать, а делать практические шаги. Когда мы начинали готовить территориальную схему, у нас вообще желание было – нулевое захоронение. Перерабатывать все! Но обратившись к технологиям, которые реально используются, мы остановились на 50 % переработки и получили резкую критику со стороны производителей и экспертов, которые сказали, что в этом случае придется субсидировать как минимум 50 % затрат либо устанавливать тариф 10 тыс. руб./т. Можно построить идеальную систему, можно добиться нулевого захоронения, но кто будет за это платить?! Уж мы-то как никто понимаем, насколько сжигание непопулярно в нашей стране, понимаем, какой мощный протест получим со стороны населения… Но чтобы хоть как-то овладеть ситуацией, другого выхода нет. А тем, кто говорит о прекрасных и экономически выгодных технологиях, ответ один: если вы придете с технологией, которая на самоокупаемости позволит завтра же переработать значимое количество отходов, – приходите, мы вас будем на руках носить, а вы будете строить инфраструктуру!

Интервью провела О.В. Шевелева

Подписка на журнал

С полными текстами всех статей
вы можете ознакомиться
на страницах журнала



Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Как неудачный эксперимент захватил Москву
Как это ни прискорбно, но точную статистику по отходам найти невозможно. Разные источники предлагают...
Перевозка мусора.  Способы снижения затратПеревозка мусора. Способы снижения затрат
Недостаток бюджетных средств приводит к лимитированию оплаты услуг по утилизации ТБО, а постоянный ...
Пиролиз – зеленая технологияПиролиз – зеленая технология
Переработка шин – одна из актуальнейших проблем, поставленных мировым автомобилестроением перед чело...
Развернуть законодательство в правильное русло
Законотворчество – это очень серьезно. Всего одно-два предложения в тексте закона способны остановит...
Технологические решения для переработки печатных платТехнологические решения для переработки печатных плат
Авторы статьи предлагают схему переработки использованных электронных плат, которая позволяет обеспе...
Экологическое законодательство России: основные изменения за 1-е полугодие 2017 г
Часть 1.

По традиции мы в очередной раз предлагаем вашему вниманию обзор изменений, произошедших в законодате...
Что делать с бытовыми отходами стекла?Что делать с бытовыми отходами стекла?
Автоматическая сортировка стеклобоя Многие перевозчики и операторы ТКО, а также переработчик...
Механизированная  сортировка – важное звено  в цепи переработки отходовМеханизированная сортировка – важное звено в цепи переработки отходов
Первый шаг, который в состоянии сделать любой регион, любое муниципальное образование, – это миними...



ГК ЧИСТЫЙ ГОРОД


Wasma-2017

КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

Получить ознакомительный номер «Экология производства»

Получите бесплатный комплект ознакомительных материалов о журнале «Твердые бытовые отходы»!
ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
"R.C.P. SA" (Швейцария) МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Компания “R.C.P SA” (Швейцария) является эксклюзивным поставщиком на Российский рынок и стран СНГ сортировочного и прессовального оборудования производства MACPRESSE (Италия).

Энергоресурс
Сбор, транспортировка, использование, обезвреживанию и размещению, захронение отходов I-IV класса: - агрохимикаты, - трансформаторные масла (галогенированные)

СИ СИ ЭС СЕРВИС, ООО
Портативные анализаторы Niton и Minisort для экспрессной сортировки отходов, вторичных металлов и сплавов; спектрометры; системы микроволновой подготовки проб; другое аналитическое оборудование.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2017 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии«

Rambler's Top100
Thu, 27 Jul 2017 11:34:30