Омега: утилизирует быстро отходы, топливо, органику, грунт по закону, как надо
ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22185

ЖУРНАЛ ТБО (№2 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

siz2024

Главная страница / Новости индустрии бытовых отходов и использования вторичного сырья

Квадратные колеса мусорной реформы в РФ 31.07.2020


Материал прочитан 918 раз и оценен
0
После пяти лет существования российский аналог института расширенной ответственности производителей, заложенный в основу отрасли управления отходами стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), так и не «ожил». Попытка его реформирования Минприроды по поручению президента Владимира Путина к марту нынешнего года наткнулась на очевидные концептуальные несоответствия видения института российскими чиновниками и его традиционных моделей. Это заставило вице-премьера Викторию Абрамченко вернуть концепцию института на переосмысление до конца 2020 года, чтобы сделать его механизмы рабочими, в том числе для бизнеса. PwC и “Ъ” разобрались в особенностях устройства расширенной ответственности производителей в РФ и ФРГ.

Истоки системы


Институт расширенной ответственности производителей (РОП) был заимствован российским законодательством, регулирующим обращение с отходами, более пяти лет назад. Фоном этой реформы была попытка сближения российских практик обращения с отходами со стандартами, существующими в большинстве стран ОЭСР.

Институт предполагает обязанность производителей и импортеров участвовать в утилизации выпущенных в обращение товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств. Чтобы разобраться в особенностях российской трактовки РОП, мы сравнили базовые элементы сложившейся сегодня системы в России с ее классическим прототипом — так называемой дуальной системой в Германии.

Несмотря на то что значительная часть отходов в домохозяйствах образуется в результате потребления произведенных в стране или импортированных из-за рубежа товаров, в любом государстве обращение с коммунальными отходами не ограничивается ответственностью производителей и импортеров за их утилизацию. Поэтому сравнивать между собой следует не только правила РОП в их изолированном состоянии, но и способы их включения в общую национальную систему обращения с коммунальными отходами.

Потоки сырья


Как механизм в динамике РОП представляет собой движение утилизируемых отходов и движение денег, предназначенных для финансирования утилизации. Регулируемый государством цикл движения коммунальных отходов начинается с их образования в домохозяйствах, а точнее, с момента размещения отходов в местах накопления, предусмотренных для централизованного вывоза.

Основным отличием организации потока отходов в России является отсутствие четкого их разделения на этапе образования у потребителя на перерабатываемые и неперерабатываемые (см. рисунки «Движение отходов»). В то же время раздельный сбор отходов является фундаментальным элементом системы РОП. Он позволяет эффективно отделить фракции, подлежащие повторному использованию, и направить их по каналам утилизации.

В «дуальной» системе Германии такое отделение происходит на уровне домохозяйств благодаря системе разноцветных контейнеров. Содержимым контейнеров, предназначенным для переработки, занимаются специализированные операторы. Отходами, не подлежащими переработке, занимаются муниципалитеты.

В России же пока выделение перерабатываемых фракций производится чаще всего путем сортировки из общей массы отходов домохозяйств, которые в полном объеме попадают в сферу ведения региональных операторов по обращению с отходами. Лишь особенно сознательные и предприимчивые потребители с помощью экологических общественных организаций или экологически ответственного бизнеса находят возможность сдать на переработку отдельно собранные фракции.

В России делаются первые шаги к повсеместному раздельному сбору. Минприроды подготовило «дорожную карту» запуска повсеместного раздельного сбора отходов. Она предусматривает, в частности, освобождение от налогообложения операций по реализации вторичных ресурсов. Речь идет об НДС для юридических лиц в отношении операций по реализации вторсырья и НДФЛ для граждан, которые за вознаграждение сдают раздельно собранные отходы. Эти меры призваны стимулировать раздельный сбор и вывести «из тени» операции с вторичными материальными ресурсами таким образом, чтобы процессы их утилизации соответствовали формальным критериям, предусмотренным законодательством о РОП.

В качестве сигнала о том, что в будущем возможно сближение российской системы с ее германским «прототипом», можно рассматривать организацию в порядке эксперимента двух контейнеров разного цвета в московских дворах. Однако в таком формате достигается лишь сохранение поддающихся переработке отходов от губительного воздействия «борща», то есть пищевых и прочих жидких субстанций. Сортировка содержимого обоих контейнеров производится оператором централизованно.

Постепенно в российских магазинах начинают появляться так называемые фандоматы — устройства по приему перерабатываемых отходов определенного типа, например пластиковых бутылок. Пока эта совместная инициатива крупных производителей и ритейла проходит больше по разряду маркетинговых кампаний. Однако такой способ организации раздельного сбора отходов у потребителей может в будущем выполнять полезную функцию в системе РОП.

Потоки денег


В России пока существует два варианта допустимых законодательством форм организации финансовых потоков от производителей и импортеров в рамках РОП — вариант с самостоятельной утилизацией и вариант без нее, предполагающий уплату экологического сбора в бюджет. Однако будущее самостоятельной утилизации посредством прямого взаимодействия производителей и утилизаторов, минуя бюджет, сейчас под вопросом. В ходе обсуждения концепции реформирования РОП в России звучат предложения убрать возможность исполнить обязанности по РОП самостоятельно, заключив договор с утилизатором или ассоциацией.

Отраслевые чиновники аргументируют эту инициативу недобросовестностью некоторых субъектов самостоятельной утилизации. Имеется в виду так называемый феномен торговли актами об утилизации без совершения каких-либо действий с отходами, который стал возможным из-за отсутствия эффективных методов контроля со стороны государства.

Идея же «дуальности» германской системы реализуется в разделении денежных потоков. Первый формируется в муниципальных бюджетах, в которые поступают платежи населения за вывоз мусора, и направляется на организацию обращения с отходами, не подлежащими утилизации в рамках РОП. Второй денежный поток формируется за счет обязательных платежей производителей и импортеров операторам РОП и направляется ими на организацию утилизации. Потребители участвуют в финансировании этой деятельности только покупками товаров, в цену которых компании закладывают экосбор. Объемы отходов, охваченных РОП, исключены из платы за вывоз мусора, которая взимается с населения.

Платежи производителей и потребителей


В «дуальной» системе домохозяйства платят лишь за вывоз неперерабатываемой части отходов. Вывоз и последующие манипуляции с перерабатываемой частью отходов финансируются за счет производителей и импортеров через систему РОП.

Отметим, упомянутая выше «дорожная карта» Минприроды по внедрению раздельного сбора предусматривает также снижение платы граждан за вывоз отходов за счет исключения из ее расчета отходов, предназначенных для утилизации, которые граждане соберут отдельно в предусмотренные для этого контейнеры.

Следует оговориться, что в денежном выражении плата домохозяйств за вывоз отходов в европейских странах может быть в разы больше, чем текущие платежи за вывоз отходов российских граждан. Этим аргументом могут оперировать, в частности, региональные операторы, настаивающие на увеличении, а не снижении регулируемых тарифов на вывоз отходов для граждан: повышение качества утилизации подразумевает улучшение качества жизни, за которое кто-то должен платить.

Говоря о финансировании РОП, стоит еще раз вспомнить о фандоматах, которые, например, в Германии, являются привычным атрибутом быта. Так, скидка в магазине, которую потребитель получает в фандомате за сданную на утилизацию бутылку, достаточно существенна, чтобы покупатель собирал дома нужные бутылки отдельно и не забывал взять их с собой, отправляясь за покупками. Такой находящий понимание у потребителя распространенный формат предполагает взаимовыгодное трехстороннее сотрудничество ритейла, производителей и утилизаторов.

Будучи продуманными от начала до конца, некоторые формы взаимодействия с потребителями для сбора нужных перерабатываемых фракций могли бы даже «замкнуть» цикл движения денежных средств и вернуть потребителю часть денег за его сознательность из уплаченных производителю в составе цены продукции, которые тот, в свою очередь, потратил на исполнение обязательств в рамках РОП.

Отрасль вне конкуренции


Существенным различием рассматриваемых систем РОП в РФ и ФРГ является степень представленности в них условий для конкуренции организаций, занимающихся утилизацией. Смысл создания условий для конкуренции в сфере обращения с отходами — в повышении эффективности и снижении стоимости переработки.

Конкуренция в «дуальной» системе создается допуском на рынок нескольких операторов РОП. При этом производитель (импортер) решает самостоятельно, с каким из действующих на рынке операторов РОП ему заключать договор. Все расходы, связанные со сбором отходов, распределяются между операторами РОП в соответствии с занимаемой ими долей рынка. После сбора отходов каждый оператор отвечает за переработку и вторичное использование соответствующей доли отходов.

В России, где на сегодняшний день предусмотрен единственный оператор РОП, стимулом для повышения эффективности отрасли переработки за счет конкуренции могли бы стать ассоциации производителей и импортеров, организованные предпринимателями по собственной инициативе как инструмент реализации коллективной ответственности. Такие ассоциации берут на себя функции отбора операторов обращения с отходами и должны быть заинтересованы в снижении затрат на утилизацию, чтобы предоставить своим членам привлекательную альтернативу уплате экологического сбора, размер которого устанавливается государством — оператором РОП.

Исполнение РОП, участвуя в ассоциациях, пока является допустимой альтернативой уплате экологического сбора в России. В случае отмены этой опции, на которой настаивают в Минприроды, экологический сбор, уплачиваемый в бюджет, станет безальтернативной формой исполнения РОП для потребителей и импортеров. Следовательно, в отсутствие конкуренции среди операторов РОП, когда единственным механизмом распределения средств на финансирование утилизации будет госбюджет, идея РОП в ее исходном классическом варианте в России не будет реализована вовсе.

Основным достижением реформы в этом случае будет обеспечение пополнения средств бюджета за счет экосбора. Польза от этих средств для отрасли будет полностью зависеть от эффективности деятельности централизованного оператора РОП.

Одним из более поздних вариантов концепции реформирования системы РОП, появившимся после общественных обсуждений, предусмотрено сохранение ассоциаций по самостоятельному выполнению нормативов утилизации при условии их соответствия определенным правительством критериям. Сохранение ассоциаций в каком-то виде позволило бы говорить о некотором сходстве российской системы РОП с «дуальной» системой, реализованной в Германии.

Чего не поняли в России


Существенным отличительным признаком российской системы является наличие в цепочке получателей средств экосбора распределительного звена в виде госбюджета. Экологический сбор, таким образом, предстает фискальным платежом с перспективой включения его в состав налоговых платежей и наделения налоговой и таможенной служб полномочиями его администрирования. В «дуальной» системе бюджеты публично-правовых образований не задействованы в финансировании РОП.

Российский подход в варианте без самостоятельной утилизации, не предусматривающем каких-либо альтернативных способов для производителей ее профинансировать, кардинально отличается от базовых представлений об экосборе. Традиционно это платеж с завышенными, практически штрафными ставками, собираемость которого в бюджет должна стремиться к нулю за счет выбора ответственными субъектами более экономически и экологически эффективных способов самостоятельного выполнения нормативов утилизации.

В результате российская система РОП существенно отличается от «прототипа» в стремлении повысить собираемость средств экосбора в бюджет, игнорируя экономическую и экологическую эффективность отрасли. Основополагающим для «дуальной» системы элементам РОП — раздельному сбору, стимулированию конкуренции в области обращения с отходами и отделению денег, направляемых на утилизацию отходов, от прочих финансовых потоков— должного внимания пока не уделяется.


kommersant.ru


Обсудить новость в форуме


Путин поручил срочно изолировать промышленную площадку в Усолье-Сибирском 31.07.2020 Утверждена новая территориальная схема обращения с отходами в Республике Крым 30.07.2020

Статьи журнала "Твердые бытовые отходы"
Особенности ведения учета отходов на полигоне ТКО
Действующее законодательство в области обращения с отходами предписывает вести учет по классам и в...
Об отдельных вопросах организации деятельности по обращению с ТКО
В январе в большинстве субъектов Российской Федерации приступили к работе вновь выбранные регопер...
Требования к утилизаторам отходов IV и V классов опасности
После принятия постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 все объекты утилизации отходов ...
Экологический сбор: как отчитаться за 2020 год
Экологический сбор обязаны платить производители и импортеры товаров и упаковки, реализованной конеч...
Мусорная реформа ТКО, или ловушка для хозяйствующих субъектов
На сегодняшний день мало кто не слышал про мусорную реформу, которая была запущена в нашей стране ...
Как уничтожить успешную отрасль
Около года назад мы публиковали интервью с депутатом Государственной Думы ФС РФ А. И. Фокиным, авт...
Обеззараживание медицинских отходов классов Б и В на территории медицинской организации
Вопросы обращения с медицинскими отходами на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 ...
Противопожарная безопасность на полигонах ТКО. Часть 1
В настоящей статье на основе анализа источников, а также некоторых примеров нормативного регулирован...




reestr2023

КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ТД ПРОМНОЖИ
Изготовление и поставка ножевой продукции производственного назначения. Любые размеры и форма. Для всех отраслей. Стандартные ножи на складе. Красноярск. Запасных частей, деталей и ком...

ип "Мюникс"
переработка макулатуры,производство бумаги-основы туалетной

ООО "АБОНО ГРУП" (ABONO Group, LLC)
Оборудование для утилизации и переработки отходов животноводства, органических отходов и отходов ТБО.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Thu, 18 Apr 2024 09:00:43
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения